24.08.2011 23:10
    Поделиться

    Пермский детсад первым в России испытает международную систему стандартизации

    В детском саду № 233 Перми решили обучать детей по законам менеджмента. Это помогает раскрыть таланты и педагогов, и малышей.

    В одной упряжке

    Муниципальный детский сад № 233 имеет все основания стать одним из первых в России, где весь воспитательно-образовательный процесс будет организован в соответствии с международной системой менеджмента качества ISO 9000:2008.

    Нестандартная идея поначалу отталкивает: неужели работу детсада можно "отформатировать" в жестких рамках стандартов, прописав алгоритм действий воспитателей и, главное, измерив конечный результат. Ведь педагогика всегда позиционировала себя как процесс творческий, где многое, если не все, зависит от конкретных личностей - воспитателя и воспитуемого. Педагоги, предоставляющие ребенку свободу самовыражения, поощряющие его многогранные, подчас неожиданные способы познания мира, считались лучшими в профессии. Их ставили в пример, у них учились.

    Неужели теперь эти ценности поменяют на прямо противоположные, и детский сад превратится в уменьшенную копию современного производства, где каждый процесс прописан и требует точного соблюдения регламентов?

    - Конечно, нет, никакого "производства", - уверяет заведующая МАДОУ "Детский сад № 233" Вера Пупырева. - Принципы менеджмента качества никак не противоречат творческому и активному началу, более того, они помогают нам в работе. Мне очень нравится известная в бизнес-среде истина, сформулированная легендарным Стивеном Кови: сделайте счастливыми ваших сотрудников, и они сделают счастливыми ваших клиентов. В результате вы получите компанию, которая будет процветать в веках.

    Карта малыша

    Образовательная отрасль сегодня становится все более конкурентной в части предоставления услуг, поэтому законы менеджмента в ней все более популярны. Ведь одно из семи основных направлений международной системы менеджмента ISO - клиентоориентированность. Главный его постулат: дайте клиенту больше, чем он ожидает, и ваша компания получит его преданность на долгие годы. При работе с детьми подобный "отклик" увеличивается многократно. Ведь в саду "клиентами" являются не только сотрудники и воспитанники, но и, в первую очередь, родители.

    - Многие мелочи, которые у нас существуют как "фирменные", рождались из опыта управления японских компаний. Например, директор одной из японских фирм каждой семье своего сотрудника лично готовит ежегодное новогоднее послание. Поскольку в компании 400 человек, к новому году он начинает готовиться в июле. У нас в саду почти 100 детей, что немного облегчает нашу задачу, - улыбается Вера Пупырева. - Но каждая семья уже знает, что к концу учебного года она получит не только традиционный отчет о достижениях ребенка, а своеобразную "карту успеха", причем с обращением каждого специалиста сада к каждой конкретной семье. Поверьте, это рождает совершенно особую атмосферу, запускает другую энергетику общения.

    - Взаимодействуя с коллективом детского сада, понимаешь - здесь каждая семья, каждый ребенок имеет возможности для познания мира, развития и творчества, - говорит Наталья Елкина, одна из мам. - Сюда всегда интересно и приятно приходить - обязательно увидишь что-нибудь новое. И каждый раз радостно удивляешься: "...О! Вот это да! Как просто и как разумно!"

    Осень покажет

    Внедрение системы менеджмента качества в детском саду № 233 начнется с нового учебного года. Разработанная специалистами "Политика в области качества" уже прошла первичную экспертизу и признана пригодной к внедрению. Научные консультанты - сотрудники кафедры "Управление качеством" Сибирского государственного технологического университета из Красноярска.

    Надо заметить, что внедрение ISO в саду никак не скажется на "внешней стороне" работы. Все изменения коснутся лишь внутренней атмосферы педагогического и детского коллективов - мотивации, вдохновения, сверхзадач, если хотите.

    За экспериментом детского сада по внедрению системы ISO наблюдают не только коллеги из других дошкольных учреждений, но и в районном отделе образования.

    - Детский сад № 233 у нас давно на хорошем счету, в списке его достижений немало интересных новаторств, которые доказали свою эффективность на практике, - говорит специалист отдела образования Дзержинского района Перми Марина Попкова. - Поэтому мы с большим интересом наблюдаем за тем, как там вызревает очередная идея, и поддерживаем коллег. Думаю, что уже через год можно будет подводить некоторые итоги деятельности детсада в новом формате. Если результаты окажутся положительными, этот опыт стоит распространить на другие дошкольные учреждения района.

    - Не важно, в какой сфере работает человек, - считает Вера Пупырева, - если он хочет делать это хорошо, ему необходимо ориентироваться на тех, кто - может быть в других отраслях - сделали что-то наилучшим образом. Надо посмотреть на них, познакомиться с их опытом и, переработав его, перенести его в свое дело. И тогда успех обеспечен.

    Кстати

    В других образовательных учреждениях города пока применяются лишь отдельные элементы системы менеджмента качества. В первую очередь это практикуется в образовательных учреждениях, работающих по системе международного бакалавриата - лицее № 10, школах № 7 и 9.

    Поделиться