Владимирские общественники стали неудобными для чиновников

Собственно, никакого замка председателю региональной общественной организации "Народный контроль" Алексею Смирнову вешать на дверь не пришлось. Ни офиса, ни даже своего телефонного номера у общественников не было. Но им пришлось закрыть свое объединение.

За шесть лет существования на их счету десятки выигранных резонансных дел в суде по защите прав потребителей. Многие из них стали известны далеко за пределами области.

До победного

Нередко "Народный контроль" брался за защиту от тех, перед кем робеют даже крупные начальники.

Взять судебный процесс с "Мегафоном", о котором подробно писала наша газета. Только благодаря помощи Смирнова и его единомышленников удалось отстоять права молодоженов, которым могущественная сотовая компания предъявила счет на миллион за якобы перерасходованный трафик.

Из громких - дело о вывозе мусора. К Смирнову обратился пенсионер: "Почему на инвалидов - не собственников жилья 50-процентная скидка на эту услугу ЖКХ распространяется, а на меня, собственника, нет?"

В поисках истины общественные защитники дошли до Конституционного суда. Он вынес определение: и собственник приватизированного жилья, и наниматель имеют равные права на получение дотации.

А все началось с бензина. В 2003 году Алексей Смирнов разрабатывал систему контроля качества нефтепродуктов и в какой-то момент понял, что нормативная база для нее универсальна и может использоваться для оценки любой продукции. Пытаясь отстоять свою правоту, дошел до вице-губернатора, но понимания "наверху" не встретил. И тогда решил доказать и тем, кто был против, и самому себе, что независимо от желания чиновников общественное объединение может защищать права потребителей.

Приезжали на заправку, покупали нефтепродукты, проводили испытания в лаборатории сертификации. Документы по факту нарушения отдавали в областное управление Роспотребнадзора. Ждали оперативной реакции, ведь в баки машин заливалось некачественное и опасное топливо. Но реагировать на "сигналы" снизу федеральная структура не торопилась. И заставить ее работать маленькой общественной организации оказалось не так-то просто.

- Полгода мы "натаптывали" дорожку в прокуратуру. А после того, как наладили с ней сотрудничество, все поняли, что от нас не отмахнуться: есть опыт, знания, желание, и мы не отступим, - признается Алексей Васильевич.

За год прокуратура внесла четыре представления на имя руководителя областного Роспотребнадзора. Встал вопрос о его снятии. Тот защищался. Написал заявление, что, дескать, "Народный контроль" занимается вымогательством. Смирнова пытались остановить: присылали повестки, в наручниках доставляли в областное УВД, угрожали: не имеешь права этим заниматься.

Как ни удивительно, но организации, с которыми поначалу возникла конфронтация, потом обращались лично к Смирнову за поддержкой.

По закону надзорный орган не имеет права выходить в суд. И Роспотребнадзор направил в "Народный контроль" человека: "Помогите защитить его права!" Помогли. В суде доказали, что постановление главы Владимира об отключении горячей воды на месяц незаконно.

На основании этого решения автоматически любой житель города мог бы получить компенсацию за моральный и материальный ущерб. Пиши заявление и "отбивай" заявленную сумму в мировом суде. Однако, к разочарованию Смирнова, проворнее оказались многочисленные юрлица и адвокаты. Услышав о победе, пришли за решением суда: "Мы будем помогать людям". Алексей Васильевич, конечно, не отказал: "Если гражданин не может защититься сам, пусть платит деньги".

Были и другие дела - не менее значимые. В конце 2009 года выявили, что областной Ростехнадзор формально, без соблюдения обязательных требований выдал более 1600 лицензий предприятиям, использующим газ, - газовым заправкам и котельным.

- Приехал в Ростехнадзор вместе со всеми документами и предупредил: если руководителя не уволят, мы дойдем до Верховного суда, - рассказывает Смирнов.

Правда, добиться этого оказалось труднее, чем выявить нарушения на опасных объектах. Пришлось побороться с еще более высокопоставленным защитником. Дошли до антитеррористической комиссии. Обратились в суд. Там их заявление почему-то квалифицировали просто как информационное сообщение…

И все-таки довели это дело до конца: 1 июля начальник областного управления Ростехнадзора был снят с работы, а его преемник сообщил, что до конца года в области будут проведены 16 учений по работе на опасных объектах.

Мало кто знает, что во Владимире могла появиться своя "Хромая лошадь", и с не меньшими последствиями, чем в Перми. Увидев, что в огромном гипермаркете не работает система пожарной безопасности, правозащитники обратились в областную прокуратуру. Новому торговому центру пришлось вложить в реконструкцию 17 миллионов рублей, потому что встал вопрос о его закрытии.

Палки в колеса

Но, конечно, "Народный контроль" не всесилен. Бывало, что на его пути непреодолимой преградой вставали известные фамилии. Не удалось добиться закрытия молодежного клуба, расположенного в подвале центрального универмага. Причина, утверждает Смирнов, единственная: его хозяин - видный местный политик.

Чем глубже копали, тем больше убеждались: за каждым нарушением прав потребителя стоит конкретный человек. Немало их и среди представителей местной элиты, защищенных депутатской неприкосновенностью, партийными билетами и связанных друг с другом финансовыми интересами. И чем больше нарушений раскрывали, тем шире становился отряд недоброжелателей, а то и откровенных врагов.

Вряд ли испытывает теплые чувства к Смирнову нынешний владимирский сити-менеджер. Еще в бытность того вице-мэром общественная организация выдвинула ему обвинение в коррупции, выявив незаконную схему перевода ЖЭКов в коммерческие организации. Дело провернули так ловко, что за свою управляющую компанию жильцам и голосовать не требовалось.

По результатам обращения общественников прокурор Владимира внес в адрес главы города представление об устранении причин нарушения законодательства. Вице-мэр был уволен.

- Правда, сейчас этот руководитель создал у себя в администрации управление по коррупции. Может, осознал? - размышляет Смирнов.

Среди попавших под административную ответственность из-за въедливых защитников прав потребителей и директора управляющих компаний. Нарушений в этой сфере не счесть: и неправильный расчет тарифов, и нарушение правил пожарной безопасности, и предоставление персональных данных о жильцах сторонним организациям…

А когда разложили всю систему взаимоотношений в ЖКХ: кто, за что и почему, то в очередной раз убедились, что и у необоснованного повышения тарифов есть конкретные авторы. И этот механизм действует как часы. Руководители городских коммунальных предприятий рассчитывают тарифы, они же как депутаты горсовета и руководители профильных комитетов рассматривают их, дают заключения о целесообразности применения, а затем утверждают.

Общественники публично подвергли сомнению инвестиционную деятельность могущественной коммерческой компании, руководимой депутатом Законодательного собрания области, которая с одобрения властей получила под свой контроль тепловые сети города, пообещав огромные вложения в их реконструкцию.

Повод, конечно, был. Коммунальная катастрофа позапрошлой зимы, когда в лютые морозы треть города осталась без тепла из-за худых труб. А владимирцы в своих насквозь промерзших квартирах возмущались огромными зарплатами коммерсантов-начальников.

- Они заложили 140 миллионов рублей инвестиционной надбавки в тариф и каждый год собирают их с нас, - заявил Смирнов. - Но инвестиционные надбавки не являются инвестиционными проектами. Инвестируем мы за счет завышенных тарифов!

Не нужны?

И вот Алексей Смирнов объявил, что "Народный контроль" сворачивает свою деятельность. Официально объяснил это тем, что новые владимирские власти ликвидировали городское управление по защите прав потребителей. Нагрузка на общественников по этой причине резко возросла.

И все-таки это не главная причина. Можно и дальше до бесконечности судиться с властью. А чтобы влиять на важные решения, надо быть самому встроенным во власть. На выборах в городской совет народных депутатов известного в области борца за права потребителей победил административный ресурс.

Хотел стать членом областной общественной палаты, ему отказали: принимаем тех, у кого большое количество членов. В "Народном контроле" их всего четыре. И неважно, что в активе этой организации помощь многим тысячам граждан.

В конце прошлого года обратился к видному областному депутату: тарифы на ЖКХ растут, качество продуктов низкое, давайте создадим координационный совет. Ответа не последовало.

Чтобы стимулировать создание в регионе общественных объединений по защите прав потребителей, год пытался пробить систему грантов через Законодательное собрание. Тем более что закон об общественных объединениях обязывает органы исполнительной власти помогать общественникам. Отказали: не социальное направление!

Все это и многое другое укрепило Смирнова в мысли: "Владимирская область в нарушение федерального закона делает все, чтобы такие общественные объединения были просто ликвидированы. Слишком большой раздражитель для власти".

Прямая речь

Николай Виноградов, губернатор Владимирской области:

- Я глубоко убежден, что такие общественные организации, как "Народный контроль", нужны. И она, на мой взгляд, имеет явно социальную направленность, так как дает людям возможность обращаться с такими вопросами, которые не удается решать на уровне муниципальной и государственной власти.

Но проблема в том, какие цели преследуют активисты. Если только защита людей - прекрасно! Но у нас есть общественные организации, которые берутся за организацию проектов, но цели имеют совсем другие - вхождение во власть, личное обогащение. И, к сожалению, подобных организаций с громкими названиями масса, но нередко на поверку оказывается, что ими движут меркантильные интересы, ничего общего не имеющие с интересами людей.

Сегодня администрация области учреждает немало грантов, в том числе и для общественных организаций. Общественникам нужно следить за спросом органов власти и включаться в эти проблемы. Готов встречаться с руководителем "Народного контроля", готов дать поручение. Какой бы неудобной для властей была его работа, ее обязательно нужно поддерживать, если она бескорыстна.