В Зауралье экологически опасные объекты не соответствуют ветеринарным нормам

Администрацию Чебаковского сельского совета Макушинского района оштрафовали за плохое состояние расположенного на вверенной ему территории экологически опасного объекта - скотомогильника. Однако денег на его содержание в местном бюджете не предусмотрено.

Кодексом  РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил - в том числе и для должностных лиц. Как заявили в управлении Россельхознадзора по Курганской области, глава сельсовета уклоняется от исполнения этих правил. Тем более что "в уставе Чебаковского сельского совета прописано участие местной администрации в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Оборудование биотермических ям является одной из мер по предупреждению таких ситуаций".

Надзорное ведомство поддержали Арбитражный суд Курганской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд Челябинска и затем Федеральный арбитражный суд Уральского округа, которые признали законным привлечение сельсовета к административной ответственности и оставили в силе постановление  управления Россельхознадзора по Курганской области, обязывающее  администрацию заплатить 10 тысяч рублей штрафа.

С таким решением глава сельской администрации Игорь Зайцев категорически не согласен и готов отстаивать свою позицию до самой последней инстанции: он обратился в Высший арбитражный суд Российской Федерации с просьбой пересмотреть в порядке надзора решения трех нижестоящих судов. И дело, говорит Зайцев, не в сумме штрафа, а в принципе.

- Скотомогильник не числится на балансе сельского совета и не является собственностью муниципалитета, - приводит он свои доводы. - Более того, закон не предусматривает возможности нахождения такого рода объектов в собственности органов местного самоуправления. В бюджете сельского совета нет статьи расходов на его содержание. То есть меня, по сути, понуждают к нецелевому использованию бюджетных средств, за что, как известно, предусмотрена уже другая ответственность - уголовная.

Денег, которые можно было бы потратить на оборудование биотермической ямы, у сельского совета нет. Чебаковское практически полностью живет за счет финансовой помощи района и области. Весь его бюджет - два с небольшим миллиона руб­лей, собственные доходы - около 200 тысяч. Администрация может себе позволить потратить в год лишь 110 тысяч на внутренние нужды - на канцтовары, бензин для служебной машины и т. п. А на обустройство скотомогильника, по самым скромным подсчетам, потребуется около 450 тысяч рублей. Эту цифру глава нашел в Интернете: собственных специалистов, способных подсчитать такого рода затраты, в селе тоже нет. Полномочия по содержанию объекта - и, соответственно, денежные средства на их осуществление - в порядке, предусмотренном законом "Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации", муниципальному образованию не передавались. По­этому глава уверен, что оснований привлекать сельский совет к административной ответственности у Россельхознадзора нет.

А вот надзорное ведомство полагает, что Чебаковский сельсовет самоустранился от решения проблемы, угрожающей жизни и здоровью местных жителей. Доводы главы, что денег нет, не принял во внимание и суд, поскольку Зайцев не представил никаких доказательств того, что принимал меры для получения финансирования: может, он денег и не просил? Вот если бы он добивался выделения средств, но ему отказали, был бы другой разговор. Кстати, еще в 2008 году финуправление Курганской области разослало всем руководителям муниципальных районов письма с просьбой предоставить информацию о количестве биотермических ям, их состоянии, а также свои предложения по строительству и реконструкции такого рода объектов и стоимости этих работ. Письма остались без ответа.

- Так ведь писали не главам сельсоветов, а главам районов, - оправдывается  Зайцев.

- Необходимо поставить опасный объект на учет, - говорит заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора управления  Россельхознадзора Аркадий  Востриков. - Это вовсе не означает, что он будет на балансе сельсовета и местный орган власти автоматически приобретет на него права. Но в этом случае появится возможность через суд определить собственника. По закону скотомогильник должен находиться на балансе субъекта Федерации. Но для того, чтобы область поставила этот объект на свой учет, она должна знать о его существовании. Фактически скотомогильник существует и жители двух населенных пунктов им пользуются, но в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, он не зарегистрирован. Принципом "моя хата с краю" не должен руководствоваться глава сельсовета, который несет ответственность за жизнь и здоровье выбравших его граждан.

Кстати, недавно аппарат полномочного представителя президента РФ в УрФО провел в Курганской области проверку, в ходе которой были установлены факты нарушения природоохранного законодательства. В частности, выявилось, что более 80 процентов скотомогильников в регионе бесхозные и не отвечают требованиям ветеринарных норм и правил, зачастую не выдерживают критики и условия хранения непригодных к применению агрохимикатов и пестицидов. В результате в суд направлено исковое заявление о возложении на правительство Курганской области обязанностей по содержанию восьми скотомогильников, состояние которых создает реальную угрозу жизни и здоровью населения.

Отметим, что еще в 2008 году в Курганской области была принята целевая программа "О неотложных мерах по профилактике и ликвидации особо опасных и карантинных заболеваний животных и птиц на 2009-2013 годы", в рамках которой предусматривались строительство, реконструкция и ремонт скотомогильников. На реализацию программы планировалось затратить 20 миллионов, но пока не поступило ни рубля.

Комментарий

Александр Бобров, заместитель начальника управления ветеринарии Курганской области:

- Прорабатывается вопрос о принятии областных законов и ряда нормативно-правовых актов правительства Курганской области по передаче муниципальным образованиям полномочий по содержанию биотермических ям с одновременным выделением субвенций на их реализацию.

Кроме того, управление ветеринарии готовит поправки в действующую областную целевую программу, предусматривающие выделение средств из областного бюджета на реализацию пилотных проектов в Далматовском и Мокроусовском районах. Суть их в том, чтобы выбрать оптимальную схему утилизации биологических отходов. Опыт затем будет распространен на весь регион.

По предварительным расчетам, стоимость проектов составит около 12-13 миллионов руб­лей, и на их реализацию потребуется время. В переходный период неизбежна эксплуатация старых, не соответствующих нормам скотомогильников. А значит, необходимо создавать стимулы для их сохранения: многие владельцы стремятся избавиться от столь хлопотного хозяйства, что чревато серьезными экологическими последствиями.

Справка "РГ"

На территории Курганской области находятся  473 скотомогильника, в том числе 20  сибиреязвенных захоронений, от ветеринарно-санитарного состояния которых зависит биологическая безопасность и эпизоотическое благополучие Зауралья. Но только пять процентов этих опасных объектов соответствуют всем необходимым требованиям.