Алсу Мифтахова: Если человеку требуется экстренная помощь, о полисе не может быть и речи

Что делать, если старый медицинский полис просрочен, а новый еще не получен? Вправе ли бригада скорой отказать больному в помощи, если у него не оказалось с собой этого документа?

По просьбе читателей "РГ" на эти и другие вопросы отвечает директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Татарстана Алсу Мифтахова.

Российская газета: Алсу Мансуровна, сообщения в прессе о том, что с первого мая в России начали выдавать медицинские полисы единого образца, заставили понервничать многих. Получается, что всем нужно спешить в пункт обмена этих документов?

Алсу Мифтахова: В этом нет необходимости. По федеральному закону об обязательном медицинском страховании полис старого образца остается действующим до его замены на универсальную электронную карту. Медицинская помощь будет оказываться гражданам бесплатно во всех учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации по полисам как старого, так и нового образца.

Сегодня новый полис ОМС выдается тем, кто переехал на постоянное место жительства в другой регион страны. Лица, сменившие фамилию, имя или отчество, также должны получить новый полис. Ну и, конечно же, медицинский полис единого образца положен новорожденным. Теперь родители сами выбирают, в какой страховой компании будут застрахованы их дети.

Получить новый документ гражданин может также в том случае, если он неудовлетворен работой своей страховой медицинской организации и решил ее сменить. Но для этого должны быть достаточно веские причины. Допустим, он столкнулся с грубостью персонала страховой компании, ему не оказали необходимой помощи, словом, не оправдали его доверия.

В других случаях необходимости менять полис обязательного медицинского страхования нет.

РГ: Даже если срок его действия уже истек?

Мифтахова: Поскольку по закону старые полисы действительны до 2014 года, их обладатели имеют те же права, что и граждане с полисом единого образца. Старые, кстати, в обращении даже более удобны, поскольку имеют небольшой формат. Но в любом случае полис ОМС, старый он или новый, подтверждает право человека на получение бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы госгарантий.

РГ: Тем не менее уже есть случаи, когда медицинские учреждения отказываются принимать больного только потому, что у него просроченный полис.

Мифтахова: Отказ в оказании медицинской помощи по такой причине неправомерен. Разъяснения на этот счет были доведены до всех медицинских учреждений республики. Но, несмотря на это, подобные ситуации все же возникают. И в этом случае вопрос можно решить, позвонив в страховую компанию по многоканальному телефону. Его номер можно найти в полисе. Защита прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования - задача страховой медицинской организации.

Кроме того, в таких ситуациях за помощью можно обратиться и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в том регионе, где человек находится и нуждается в медицинской помощи, или на горячую линию нашего фонда.

РГ: А вправе ли требовать у человека полис бригада скорой помощи?

Мифтахова: Наличие медицинского полиса обязательно в том случае, если человек обращается в больницу или поликлинику в плановом порядке. Но если ему требуется экстренная медицинская помощь, о полисе не может быть и речи. Действительно, были случаи, когда состояние человека требовало срочного врачебного вмешательства, а бригада "03" отказывалась что-либо делать, пока им не предъявят медицинский полис. Если такая ситуация произошла, следует обратиться в Территориальный фонд ОМС.

РГ: Читатели жалуются, что теперь даже в частных медицинских учреждениях нередко требуют предъявить медицинский полис. Это нормально?

Мифтахова: Возможно, речь идет о частных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий и наряду с платными услугами оказывающих бесплатную медицинскую помощь пациентам по полисам ОМС. Полис необходим лишь для получения бесплатной медицинской помощи. Но, если оказывается платная медицинская услуга, требование полиса неправомерно.

РГ: В редакционной почте есть жалобы на то, что при увольнении сотрудника работодатель отбирает у него медицинский полис. Что делать в этом случае?

Мифтахова: Дело в том, что раньше работодатель выбирал страховую компанию для своих сотрудников. Полисы обязательного медицинского страхования выдавались работающим гражданам централизованно по месту службы. Как только человек менял работу, сразу же вставал вопрос о получении нового документа, ведь старый полис он обязан был вернуть работодателю. Новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании освободил работодателей от обязанности обеспечивать медицинскими полисами своих сотрудников и обеспечил дальнейшее действие всех полисов, полученных до 31 декабря 2011 года. В этой связи изымать полисы работодатель не имеет права.

РГ: Самостоятельно придется выбирать теперь и страховую медицинскую компанию. Когда и как это можно сделать?

Мифтахова: По закону раз в год до первого ноября каждый гражданин имеет право выбрать страховую медицинскую компанию. Но, подчеркиваю еще раз, выбор этот должен быть осознанным и обоснованным. Если человека устраивает та компания, в которой он застрахован в настоящее время, то и менять ее, а соответственно, куда-либо обращаться с заявлением, не нужно.

РГ: Алсу Мансуровна, дайте совет, как правильно поступить людям, которые все-таки предпочтут поменять свою страховую компанию, ведь право выбора накладывает и ответственность.

Мифтахова: Чтобы определиться с выбором страховой компании, советую для начала вникнуть в перечень и качество услуг, предоставляемых той или иной компанией. Поинтересоваться, имеет ли она бесплатную горячую линию, круглосуточного консультанта, есть ли у нее пункты выдачи полисов на территории муниципального образования, может ли компания организовать доставку полисов на дом гражданам с ограниченными физическими возможностями. И самый важный критерий - как страховая организация контролирует объем и качество работы медицинских учреждений.

РГ: Где можно найти эту информацию?

Мифтахова: На сайтах самих страховых компаний, позвонив на горячую линию по их телефонам. Кроме того, оценка работы страховых компаний, действующих в системе обязательного медицинского страхования на территории нашей респуб-лики, будет размещаться на официальном сайте Территориального фонда ОМС Республики Татарстан.

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан

Горячая линия 8-800-200-51-51

Отдел защиты прав застрахованных граждан (843) 291-95-60

Официальный сайт www.fomsrt.ru