Новости

25.08.2011 00:55
Рубрика: Экономика

Наперегонки

Тарифы на тепло и электроэнергию будут расти медленнее, а на услуги ЖКХ быстрее

Тарифы естественных монополий в следующем году могут увеличиться меньше, чем планировалось раньше. Их рост, за исключением тарифов на газ, составит не более 6 процентов. Раньше предполагалось, что на электроэнергию они увеличатся на 11-13 процентов, на тепло - на 10-12 процентов, на перевозки грузов по железной дороге - на 7,4 процента.

При этом по газу планы не меняются, тариф вырастет на 15 процентов. Такие предложения, по информации некоторых СМИ, подготовило минэкономразвития. В самом министерстве, правда, пока эти сведения не комментируют.

Новые предложения министерства уже обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова на прошлой неделе, сказал "РГ" источник в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Однако официального документа в службе не видели, говорит он. О новых планах знают и некоторые эксперты. Кроме того, по их данным, тарифы могут повысить не с 1 января, а с 1 июля. Но, скорее всего, варианты повышения тарифов все еще обсуждаются.

Для граждан более медленный рост тарифов, безусловно, выгоден. Правда, пока не совсем понятно, как это все будет работать. Ведь, например, стоимость услуг ЖКХ значительно зависит от роста цен на газ, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. А так как газовые цены будут расти, водоснабжение, отопление все равно могут подорожать.

Не слишком выиграет и промышленность. Цена на электроэнергию складывается для нее из стоимости произведенного киловатта и цены доставки энергии по сетям.

На отрезке в десять лет регулируемые тарифы растут быстрее, чем  это происходит на свободном рынке

Но из-за дорогого газа себестоимость электроэнергии подорожает примерно на 8-10 процентов, подсчитывает Пикин. Для того чтобы электроэнергия росла в цене на уровне инфляции, стоимость газа должна повышаться не более чем на 12 процентов, говорит эксперт. В явном проигрыше, по его мнению, окажутся и сетевые компании. Не лучшим образом скажется на энергетиках и перенос индексации тарифов с января на июль - за полгода они точно не отобьют свои расходы, говорит Пикин.

Инфляция в 2012 году не уложится в прогнозируемые 6 процентов, уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Рост цен, по его подсчетам, составит 8-10 процентов. Соответственно, монополии будут обосновывать более сильный рост тарифов на 2013 год, предупреждает собеседник "РГ". А такая "рваная индексация" приводит к резкому увеличению тарифов, объясняет он.

Дискуссия о сдерживании роста тарифов на уровне инфляции идет, напомним, с весны этого года. Дело в том, что их быстрый рост негативно сказывается на всей остальной экономике, приводит к разгону инфляции.

Но все уперлось в то, что компаниям - естественным монополиям - нужны средства на инвестиционные программы, модернизацию, техническое переоснащение. И в естественных монополиях уже подсчитывают потенциальные убытки и говорят, что придется сокращать инвестиционные программы.

В 2012 году ОАО "РЖД" прогнозирует убытки на уровне 80 миллиардов рублей, сообщил вчера начальник департамента планирования и бюджетирования компании Илья Рящин. Резервов для сокращения инвестиционной программы у компании почти не осталось, утверждает глава департамента инвестиционной деятельности РЖД Дмитрий Мухин. При нынешнем уровне индексации компания и так снижала расходы на транспортную безопасность в размере 40-50 миллиардов рублей в год, заявил он. И дальнейшее увеличение этой суммы невозможно. Сократить инвестпрограмму допустимо только за счет развития железнодорожной инфраструктуры и закупок тягового подвижного состава.

Не исключено, что РЖД обратится за субсидиями к государству, но неизвестно, смогут ли компании оказать поддержку из бюджета при высоких социальных обязательствах, прогнозирует Николаев. Монополия может попытаться занять деньги на рынке, но заемные средства будут дороги, предупреждает он. Ранее РЖД просили, чтобы тарифы на следующий год были увеличены на 23 процента, причем это было обоснованно - компания делала расчеты по методике, которую согласовывала с минэкономразвития, уточняет он. Но проблема в самой регулируемости тарифов, считает собеседник "РГ". Компании играют по тем правилам, которые им предлагает государство: проси больше - дадут меньше.

Надо менять всю систему регулирования тарифов, предлагает эксперт. Переходить к свободным рыночным тарифам, но за их необоснованное повышение жестко штрафовать в рамках антимонопольных правил. Тогда и сами компании будут заинтересованы в том, чтобы не задирать искусственно тарифы. "Но ответственным может быть только тот, кто свободен", - говорит эксперт. Это только кажется, что, регулируя тарифы, государство сдерживает их рост. На самом деле, на отрезке в 10 лет регулируемые тарифы растут быстрее, чем на свободном рынке, резюмирует эксперт "РГ".

Конечно, дело не только в благополучии компаний. Но если тарифы действительно окажутся экономически несостоятельными, то они затормозят модернизацию. Это отразится на безопасности, надежности и железнодорожных перевозок, и электроэнергетики. А в перспективе из-за работы на старых мощностях затраты компаний будут только возрастать. В конце концов, государство встанет перед выбором. Либо резко повышать тарифы, либо выделять компаниям деньги из бюджета. Так что в нынешних условиях предстоит найти непростой компромисс: не дать из-за тарифов разогнаться инфляции и не подкосить инвестиционные программы.

Елена Кукол

Комментарий

Наталья Порохова, руководитель департамента ТЭК Института проблем естественных монополий:

- Расчеты показывают, что рост затрат (с учетом инвестиций) в 2012 году составит для предприятий электроэнергетики - 13-14 процентов, газовой отрасли - 5,5 процента, РЖД - 12,5 процента. И замораживание цен на полгода означает, что в этот период компании должны покрывать выросшие затраты за счет прибыли 2011 года.

В принципе прибыльность обещает быть для электроэнергетики выше 20 процентов, "Газпрома" - 45 процентов, РЖД - 14 процентов. В этой связи удивляет тот факт, что если в случае РЖД вопрос замораживания тарифа - это вопрос выживания, то для газовой отрасли, где таких проблем нет, могут сохранить форсированную индексацию тарифов на уровне 15 процентов. Напомним, что, например, в 2010 году за счет экспорта прибыль "Газпрома" составила в 1,5 раза выше, чем вся выручка от внутреннего рынка, то есть замораживание тарифа на газ вообще не нарушит финансовое состояние газовой отрасли.

Ситуация с ростом тарифов действительно сложилась очень острая, но возможные решения по заморозке тарифов направлены немного "не туда". Например, в случае с железнодорожным транспортом, основным драйвером роста стоимости перевозок являются частные операторы, а не РЖД. И заморозка только тарифа РЖД проблемы с ростом стоимости перевозок не решит.

Подробности

До 2015 года дополнительно к реализуемой инвестиционной программе РЖД требуется еще 400 миллиардов рублей, сообщил начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития компании Валерий Веремеев.

Но при индексации тарифов на 6 процентов и ее ведении с середины года монополия не получит значительную часть доходов. И лишится средств на необходимые инвестиции в развитие инфраструктуры. А в итоге это скажется и на экономике в целом.

Дело в том, что уже сейчас шесть тысяч километров железнодорожной сети работает с превышением своей пропускной способности. Причем, большая часть таких участков находится на подходах к морским портам, откуда российская продукция  идет экспорт. Это сдерживает и развитие крупных российских компаний, вкладывающих средства в разработку и добычу полезных ископаемых. "Они  приходят в РЖД за выдачей технических условий на увеличение объемов перевозок, количества подъездных путей к железной дороге. Но мы не можем гарантировать им перевозки", - говорит Веремеев. Из-за недостатка инвестиций к 2015 году могут быть не перевезены более 200 миллионов тонн грузов, подчитал Веремеев.  Потери промышленности, а значит, и бюджета, могут быть колоссальными. 

Кроме того, "низкие" тарифы вынудят РЖД сократить планы по вложениям в закупку локомотивов, ремонт и содержание дорог. Но "отложенный" ремонт будет накапливаться,  и рано или поздно его все равно придется делать, напоминает начальник департамента планирования и бюджетирования компании Илья Ряшин. А примеры других отраслей показывают, что впоследствии это приводит к необходимости резко наращивать инвестпрограммы и вызывает дополнительный скачок  тарифов.

Обеспокоены в компании и возможным ростом цен на ряд товаров, от которых зависит работа монополии. Например, в этом году топливо уже подорожало на 30 процентов, металл - на 15 процентов. Это намного больше, чем предлагаемый рост тарифов. И, судя по ситуации на рынке, в следующем году эта тенденция продолжится.

Татьяна Шадрина




 

Экономика ЖКХ Экономика Транспорт Железные дороги Компании Транспорт ОАО "Российские железные дороги" Правительство Минэкономразвития Регулирование энерготарифов