К 2025 году объем производства персональных бытовых роботов превысит 50 млрд долларов, говорится в исследовании Microsoft. Однако, по мнению экспертов, развитие этого направления роботостроения серьезно тормозится одноплановостью таких роботов: робот-уборщик, робот-охранник, робот-сиделка. И каждый из этих роботов стоит около 10 тыс. долларов. Мало кто из людей со средним достатком готов расстаться со столь крупной суммой, чтобы "напичкать" дом разумным "железом".
Чтобы исправить ситуацию, американские ученые начали выпускать роботов, совмещающих в себе уже две функции. Однако цена таких устройств превышает стоимость двух отдельных роботов, в результате чего "двойная функция" способствует разве что экономии места.
Недавно российские ученые предложили другое решение ценовой и функциональной проблемы мирового роботостроения - концепцию цифрового мозга "Умник". По словам автора идеи сотрудника научного центра "Кулибин" Николая Пирминова, в перспективе цифровой мозг позволит создать широкий спектр интеллектуальных устройств для бытового применения, например, обычные компьютерные программы распознавания речи, а также "интеллектуальный дом".
"Подавляющее большинство бытовых приборов имеют ручное управление, и если у владельца дома возникнет желание автоматизировать свое жилище в соответствии с существующей концепцией "умного дома", то ему придется полностью избавиться от всех своих старых и привычных вещей, заменив их на новые с электронным управлением, - говорит Николай Пирминов. - Все новые приборы должны будут иметь единый электронный интерфейс управления и быть подключенными к единому центру управления. В отличие от концепции "умный дом", мобильный робот будет способен использовать обычные бытовые приборы с ручным управлением, точно так же, как это делает человек. Поэтому не придется обновлять всю бытовую технику, а достаточно просто купить одного бытового робота стоимостью, сравнимой со стоимостью персонального компьютера. Без всяких переделок и обновления уже существующей бытовой техники мобильный робот сможет выполнять задачи, пока недоступные любым неподвижным интеллектуальным компьютерным системам".
Разработчики отмечают, что такой робот сможет по голосовой команде хозяина включать-выключать освещение, телевизор, магнитолу, стиральную машину и любые другие обычные бытовые приборы, используя свой манипулятор и слуховую систему, закладывать хлеб в тостер, наливать воду в чайник, производить уборку квартиры в отсутствие хозяев, подсказывать, где лежат "потерянные" вещи, используя зрительную систему, помогать людям с ограниченными двигательными возможностями (например, заменить человека-сиделку), а также охранять дом.
По сути, рынок сбыта такого продукта велик, но ввиду высокой сложности реализации проекта бытовых роботов лучше сначала использовать в качестве привлечения внимания посетителей к корпоративным выставочным стендам. Это решит еще одну проблему изобретателя: поиск инвестора для осуществления дорогостоящих разработок. К примеру, недешево обойдется разработка прототипа бытового робота, разработка бизнес-плана на массовое производство и начало производства робота. Расширение дилерской и дистрибьюторской сети сбыта - начало окупаемости проекта.
Если этот этап будет успешно пройден, то на первых парах главный целевой сегмент для бытовых персональных роботов - имиджевый. Люди с высоким достатком будут покупать роботов для подчеркивания своего статуса в обществе.
По-настоящему массовым рынок сбыта бытовых роботов станет примерно через 7-10 лет, когда станет доступен для покупателей из категорий "средний класс" и "средний класс+".