29.08.2011 23:06
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Продолжение "Каменской" - понятный и разумный ход

    Другие конкуренты на старте сезона еще только обозначили свои позиции посредством завлекательных анонсов, а телеканал "Россия 1" уже неделю как сорвался с места, предложив зрителям, вернувшимся из отпусков, шестой сезон "Каменской".

    С низкого старта

    "Каменская", можно сказать, вернулась из небытия. Вернее, из сравнительно недалекого прошлого. Но все-таки - прошлого. Десять лет по нынешним временам - серьезный срок. В том числе и по части детективного формата. Сегодня и характер преступности заметно трансформировался, и уровень коррумпированности во всех сегментах государственной системы изменился. Сегодня разборки меж правоохранительными службами увлекательны не менее сугубо бандитских разборок. Сегодня сами сыскари так не похожи на былых мастеров сыска... Так что теперешнее явление народной любимицы сильно смахивает на ее реинкарнацию.

    ...Если говорить о сугубо программной стратегии вещателя, то продолжение "Каменской" - понятный и разумный ход. Телезрители и без напоминаний не позабыли лучшего аналитика Петровки - Настю Каменскую. Тем не менее канал не счел лишним предварить премьерные показы новых серий повторением того, что уже показывалось несколько лет назад. Кроме того, факт, что "Каменская" благодаря и прозе Александры Марининой, и собственно ТВ, и, в частности, актрисе Елене Яковлевой стала больше чем мифом - она стала брендом, который на дороге не валяется и который грех не употребить в дело снова.

    Телеканал "употребил". Телезритель, судя по всему, обрадовался. Все-таки старые добрые знакомые - и вдумчивая Анастасия Павловна, и ее преданный муж, и ее добродушный начальник, и остальные симпатичные сослуживцы.

    Наконец, как это славно, что в сборе прежняя команда артистов от Сергея Никоненко до Дмитрия Нагиева. Правда, в новых сериях не видно пока Сергея Гармаша. Но кто ж знает, может, герой ушел из милиции-полиции и основал какое-нибудь частное агентство... А может, артист не смог принять участие в этом проекте по причине фундаментальной занятости на другом художественном предприятии и тогда пришлось пожертвовать ролью...

    Такое в длинных проектах бывает. Проблема, однако, "Каменской" не в этом. Не знаю, может, я придираюсь, но мне почему-то показалось, что и герои, и артисты друг от друга подустали. Потому и живут, и работают в сериале, что называется, "на автопилоте".

    Все сотрудники Петровки - добросовестны, ответственны. Но Настя, как это и заведено у Марининой, - проницательнее всех. Она - не капитан, но мозг своей команды. У нее такой имидж, коему и приходится, хочешь не хочешь, соответствовать.

    Все сослуживцы главной героини человечны, но она человечнее всех.

    Все нравственны, но она нравственнее всех.

    Все преданны своему делу, но она преданнее всех.

    Все по-своему обаятельны и привлекательны. Но она самая обаятельная и привлекательная. И т.д. К тому же в многосерийных телероманах даже хорошо прописанные характеры имеют склонность трансформироваться в функции, а лица - становиться масками. В этом случае авторы оказываются перед дилеммой: усложнить ли детективную интригу или добавить психологических переживаний каждому из героев. Похоже, авторы так и не сделали решительного выбора. Они делали то да сё. Получилось ни то ни сё.

    Получилось вот что: детективная составляющая не слишком запутанна, а психологическая сторона не очень глубока.

    Впрочем, на минувшей неделе серьезных конкурентов в номинации "криминальный формат" у Насти Каменской не было. Разве что только со стороны двух уже хорошо известных героев - Сергея Глухарева ("Глухарь. Продолжение", НТВ) и Марии Швецовой ("Тайны следствия", "Россия 1"). Но ведь это были только повторы.

    Исторический эксцесс

    Зато в публицистическом вещании "Россия" со своим проектом "Исторический процесс" была вне конкуренции. Возможно, потому, что еще не вернулись из отпусков наши старые знакомые - "Честный понедельник", "Судите сами". Еще не проснулись НТВшники, соорудившие "Арену острых дискуссий". Еще не занял свою позицию в сетке вещания "Поединок". Наконец, еще не предъявлены публике обещанные премьеры нескольких сильно политизированных ток-шоу.

    Только вчера стартовало, возможно, наиболее ожидаемое из них - "Свобода и справедливость" Андрея Макарова. О нем мы будем говорить несколько позже, через неделю-другую. Пока же можно предположить, что и здесь мы имеем дело с перевоплощением того, что уже видели. В данном случае программы, скончавшейся на канале РЕН ТВ меньше года назад. Называлась она "Справедливость". Скончалась не по нездоровью самой программы, а в силу стечения обстоятельств, не зависящих от ее создателей.

    Что же касается "Исторического процесса" (в прошлой жизни он назывался "Суд времени" и был прописан на 5-м), то о нем уже можно сказать кое-что определенное.

    Оппоненты (Сванидзе и Кургинян) и в другой жизни не замыкались на реалиях былого; современность служила своего рода контражуром для него. Теперь же отправной точкой выбирается злободневное событие, а истории назначена роль подсветки. Нам хотят этим сказать, что история - это именно процесс, а не эксцесс. И что грань между Вчера и Сегодня достаточно условна. И это правда. И это самое бесспорное из того, что мы видим и слышим на телеэкране.

    Действительно, если между падением Берлинской стены и крушением режима Каддафи и нет тождества, но есть все-таки некоторая перекличка. Так или иначе, они аукаются. Их сопоставлять можно и по аналогии, и по контрасту.

    Другое дело, что происходившее в студии трудно назвать спором людей отягощенных научными степенями. Крик стоял невероятный. Со стороны господина Кургиняна, всегда атакующего Запад, - привычный. Он иначе не может. Но и Сванидзе, прежде сохранявший, как правило, олимпийскую надмирность, решил не давать своему идеологическому противнику спуску. И тоже регулярно переходил на крик. И тоже, подобно Кургиняну, метался в студии, как металась Нева в своих гранитных берегах, когда случилось там памятное наводнение, описанное Пушкиным в "Медном всаднике". Эксперты тоже возвышали свои голоса. И даже странно, что академическая дискуссия не кончилась рукопашной.

    То была маленькая гражданская война. Слава богу, бескровная.

    Ничего более азартного рядом не стояло. И как всю эту бузу правильнее квалифицировать: как выпуск агрессивного пара или как разжигание идеологических страстей? У меня ответа на этот вопрос нет.

    На мои сомнения мне отвечают. Аудитория канала - это даже не площадь, это сотни площадей с прилегающими к ним тысячами улиц. Здесь самые аргументированные лекции не проходят и не доходят. Здесь нужны шумные ристалища, бескомпромиссные, как дерби "Спартак" - ЦСКА, азартные, как петушиные бои.

    Их есть у телеканалов.

    - А что же и кто же мы, телезрители?

    - Мы - болельщики. Некоторые из нас - фанатичные со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Поделиться