29.08.2011 23:30
Поделиться

Правила госзакупок изменят для сферы культуры

К 1 сентября в правительство будет представлен проект закона "О федеральной контрактной системе", который позволит, по мнению его разработчиков, контролировать заказчиком не только соблюдение процедуры размещения госзаказа, как это было до сих пор, но и оценивать закупки с точки зрения их качества и эффективности. К тому же новый законопроект позволит эффективнее регулировать такие сложные сферы, как наука и культура.

Сейчас, по мнению деятелей культуры, действие федерального закона N94-ФЗ плохо применимо к искусству и творчеству.

"Весь творческий процесс плохо вписывается в какие-либо сроки, а сроков в законе N94-ФЗ достаточно много, - сетует статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская. - К тому же сроки исполнения государственных контрактов часто по абсолютно объективным причинам не могут быть выполнены в указанный срок. Помимо всего прочего, закон N94-ФЗ предписывает нам, например, проводить конкурс на постановку спектакля между Большим, Мариинским и каким-нибудь домом культуры. А проведение кинофестиваля, с точки зрения закона N94-ФЗ, арифметическое сложение неких мероприятий, которые должны размещаться на электронных площадках. Например, заказ гостиниц, заключение контрактов и т.д. Если сделать это все отдельно, фестиваль это все не соберет. Обязательно должен быть один организатор и один ответственный, который сам не обладает возможностью ни обеспечить гостиницами, ни транспортом, ничем".

Также, по мнению деятелей культуры, критерий цены должен быть заменен на критерий качества с помощью введения экспертного жюри или экспертных комиссий.

Существующая конкурсная система, по мнению архитектора-реставратора Александра Попова, способствует развитию коррупционных схем, что особенно негативно сказывается в такой сфере, как сохранение памятников архитектуры.

Александр Попов привел пример организации конкурса по проведению реставрационных работ церкви XVII века. Заведомо невыполнимые условия конкурса позволили неизвестному подрядчику выиграть конкурс, получить от государства средства для проведения реставрационных работ, но так и не выполнить условия заказа. "Данная компания в прошлом году получила от государства 50 млн рублей на реставрацию фасада и освоила их за три месяца. Поскольку я реставратор и понимаю, какие средства требуются для фасадных работ, то в моем понимании, чтобы освоить 50 млн рублей за три месяца, то надо, по меньшей мере, крыть этот фасад золотом, слой за слоем", - сокрушается Александр Попов.

"Главный критерий электронного аукциона - цена, но, по моему мнению, очень небольшое количество товара можно оценивать только по цене, - считает заместитель главы минэкономразвития Алексей Лихачев. - В основном это более широкий спектр параметров, включающий не только саму закупку и ее приобретение, но и дальнейшую жизнь, гарантию, утилизацию и т.д. Вот этот тренд, который был развит в законе, и в моем понимании доведен до крайней точки - вытеснение подавляющего большинства закупок на электронные аукционы".