Неудачный запуск космического аппарата "Экспресс-АМ4" вызван ошибкой в программировании работы системы управления разгонного блока "Бриз-М".
Такой вывод сделала Межведомственная комиссия, которая занималась расследованием причин нештатного запуска ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс-АМ4".
Напомним: самый мощный российский спутник связи 18 августа отправили с Байконура на работу в космос. Однако связь с "Экспрессом" была потеряна, а позже его нашли не там, где нужно.
Как сообщил Роскосмос, по результатам проведенных мероприятий и анализа полученной информации специалисты пришли к выводу: в ходе формирования циклограммы работы "Бриза-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, к выведению спутника на нерасчетную орбиту. "Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний, - подчеркивают эксперты.
Словом, ошибка не системная. Поэтому Роскосмос, который временно приостановил подготовку других запусков ракет "Протон-М" с разгонными блоками "Бриз-М", снял сейчас все запреты. При этом подготовлены необходимые рекомендации, которые будут реализованы в ближайшее время. Напомним: до 1 ноября планировались еще пять запусков "Протонов". Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин поручил уточнить этот график.
Безусловно, сильно напрягает, что опять дает о себе знать пресловутый человеческий фактор. Получается, опять ошибку заложили еще на Земле. Так, в декабре прошлого года из-за просчета в конструкторской документации Россия потеряла сразу три спутника "Глонасс-М", а 2,5 млрд рублей вместе с ними "благополучно" канули в Тихом океане. Тогда за это поплатились своими креслами несколько чиновников разного ранга.
Владимир Уваров, генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу:
- Что значит - "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы? Разгонный блок послед выдачи каждого импульса должен занять определенное положение. И это положение еще имеет допуски по отклонениям - плюс-минус в градусах. Получается, программист задал угол меньше, чем может отработать двигатель. Поэтому произошел сбой в системе управления, и спутник пошел не туда. Но напрашивается вопрос: а вообще-то "Бриз-М" до этого испытывали? Испытывали. Он работал? Работал. То есть все углы подворота были определены. И десятки людей проверяли вот этого программиста на этапе расчета.
Между тем, рассматриваются вопросы переноса на более поздний срок посадки пилотируемого корабля "Союз ТМА-21" с 8 сентября 2011 года и запуска очередного "пилотника" - корабля "Союз ТМА-22", запланированного ранее на 22 сентября. Одновременно продолжается расследование причины аварии грузового корабля "Прогресс М-12М.