В минувшую сессию было рассмотрено более 180 законопроектов по тридцати направлениям законодательства. При этом каждый из них способен внести существенный вклад в развитие правового общества страны.
Весьма важны законы, направленные на повышение качества государственного управления. Так, был принят законопроект по обеспечению межведомственного обмена информацией. Что он означает для граждан? Это прежде всего упрощение бюрократических процедур. Как известно, каждому из нас приходится постоянно предъявлять всевозможные справки: при оформлении пенсии или земельного участка, при регистрации по месту жительства или в качестве индивидуального предпринимателя, то есть практически на каждом шагу. С принятием нового закона государственные органы получат дополнительные стимулы к тому, чтобы запрашивать эти справки друг у друга напрямую, не используя заявителя в качестве курьера. И надеюсь, ситуация будет постепенно меняться в лучшую сторону. Ведь этот комплексный законодательный акт достаточно предметно регулирует процедуру предоставления государственных услуг по более чем пятидесяти различного рода направлений.
Кроме того, теперь введена административная ответственность для чиновников за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан. Штраф до 10 тысяч рублей заставит более внимательно относиться к поступающим письмам, заявлениям, жалобам, просьбам. Этот документ после того, как будет внедрен в практику, способен ввести современные методы, связанные с использованием информационных электронных технологий, и избавит людей от мучительных очередей. Норматив тоже можно назвать технологическим, но он решает очень важную проблему, которая долгие годы угнетала российского человека. Делает возможным решение бытовых проблем через государственные органы не по бюрократическим меркам, а по человеческим.
В минувшую сессию депутатам наконец-то удалось найти решение еще одной проблемы, которая портила жизнь, наверное, десяткам миллионов российских автомобилистов. Принят закон о техническом осмотре транспортных средств. Создан механизм, который позволит сделать эту процедуру необременительной для людей как в плане времени, так и по деньгам. Предусмотрен переходный период, в течение которого мы будем внимательно смотреть за тем, как это заработает на практике, какие будут обнаружены недочеты.
Можно говорить о многих таких законопроектах, которые существенно влияют на нашу жизнь с лучшей стороны. Но я хочу остановиться на том, что не удалось решить в эту сессию. Речь идет о "паспортной амнистии" лиц, которые в свое время получили российский документ, но по тем или иным причинам не были включены в соответствующие системы учета, на них не были произведены записи в реестрах. В результате эти люди сталкиваются с рядом сложностей при переоформлении паспорта. Прежний паспорт у них изымается как недействительный, и человек оказывается в сложной ситуации. Для решения этой проблемы уже подготовлен документ, но он не успел пройти необходимый процесс согласования с компетентными инстанциями. Осенью мы обязательно примем этот законопроект, чтобы урегулировать паспортные вопросы.
Ну и конечно, среди важных тем осенней сессии это совершенствование методов борьбы против коррупции.
Жизнь подсказывает, что необходим комплексный подход в борьбе с этим видом преступлений. Президентом РФ Дмитрием Медведевым разработана целая программа по борьбе с коррупционными проявлениями, которая носит комплексный характер и не замыкается только на уголовном преследовании. Я считаю, что борьба с коррупцией будет более действенной через максимальную открытость государства, обеспечение максимальной прозрачности деятельности госчиновников, с публикацией предметного расходования федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Это позволит гражданам видеть, куда и как расходуются казенные деньги. Где, в каком ведомстве оседают.
В то же время надо воспитывать и контролировать чиновника в его ведомствах, проводить тестирование, требовать декларации расходов и имущества, и при этом создавать ориентир позитивного образа госслужащего, поскольку он является важным звеном в государственной машине. Необходимо формировать свод служебных и моральных ценностей чиновника, как это было в царской России. И среди них главной ценностью должна быть незапятнанная репутация, которой он должен дорожить, как своей жизнью. Служебная репутация станет его визитной карточкой, которая может открыть все двери в обществе и также может их закрыть, если репутация будет подмочена. Таким образом, борьба за чистоту репутации и чести станет своеобразным стратегическим направлением в борьбе с коррупционными проявлениями. Репутационный риск должен быть самым жестким. Взяв взятку, служащий лишится репутации. Чиновник, запятнавший себя коррупцией, становится, условно говоря, "нерукопожатым". Этот термин формирует отторжение этого лица от общества. Создается ситуация, когда друзья и близкие не пожелают подать ему руки. А это с моральной, психологической точки зрения может оказаться более шокирующим наказанием, чем заключение в тюремную камеру. Тем не менее эта моральная мера ни в коем случае не должна исключать и уголовной ответственности за данный вид преступления. Но моральный стандарт формирует общественную неприемлемость к этому виду преступлений. Еще раз подчеркну, что все эти меры можно применять только комплексно. Включая и практику штрафных санкций в рамках борьбы со взяточничеством. Теперь взятка карается не только лишением свободы, но и штрафом. Причем таким штрафом, который может просто разорить коррупционера. Его величина будет кратно превосходить сумму взятки - до 100 раз. Уверен, что угроза именно такого наказания особенно чувствительна для тех, кто во всем видит лишь собственную материальную выгоду. Это демотивирует чиновника на получение материальной выгоды, хотя и не решает вопрос института конфискации. Тем не менее достигается эффект материальной невыгодности совершения коррупционных сделок. В данном случае формула наказания переключается на использование экономических дестимулирующих методов. Таким образом, только комплексными мерами удастся сформировать "идеальный тип" чиновника, образ которого еще пытались сформулировать классики философии и государственного права.