Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал населению и бизнесу о своих планах по выводу страны из валютного кризиса. За полтора-два месяца белорусским властям надлежит создать цивилизованный валютный рынок.
С середины сентября, по словам Лукашенко, курс белорусского рубля будет определяться на основе спроса и предложения. Унификация курса - необходимое условие для выделения Белоруссии очередного транша кредита ЕврАзЭС в размере 440 миллионов долларов. На свободном курсообразовании настаивает и Международный валютный фонд, у которого белорусские власти также запросили кредит в размере от 3,5 до восьми миллиардов долларов.
Белорусский народ и национальный бизнес откровенно устали от валютных неурядиц, которые спровоцировали галопирующий рост цен. Пока Национальный банк упорно держал официальный курс на отметке в пять тысяч белорусских рублей за доллар, реальный курс, равно как и цены, продолжали расти головокружительными темпами.
Если еще полтора месяца назад курс "черного рынка", колебался в пределах 6000-6500 рублей за доллар, то сегодня он составляет уже не менее 9000-10 000. Если цены на товары народного потребления выросли в этом году на 50,3 процента, то в промышленности зашкалили за 70 процентов.
В отсутствие внятной валютной политики Нацбанк и правительство Белоруссии наплодили немало административных решений, которые, по единодушному мнению независимых экспертов, ничего общего с либерализацией рынка не имеют. Скажем, всего несколько дней назад были введены ограничения, касающиеся обязательной продажи части заработанной предприятиями валюты. Сделано это было для того, чтобы предотвратить уклонение экспортеров от "гражданского долга" - продажи государству (по официальному, разумеется, курсу) 30 процентов валютной выручки.
Как пояснил "РГ" бывший председатель Национального банка Станислав Богданкевич, который предсказывал нынешний кризис еще пять лет назад, такие решения делу стабилизации белорусского рубля принесли больше вреда, чем пользы. Теперь же, если Лукашенко выполнит свое обещание о либерализации валютного рынка, от подобных административных решений Белоруссии придется избавляться в ускоренном порядке.