В Красноярском аэропорту "лазерный" хулиган пытался ослепить экипаж самолета.
Как сообщили "РГ" в ГУ МВД по Красноярскому краю, во вторник в 0:45 московского времени неизвестный направил лазер на кабину транспортного Ил-76, заходившего на посадку в аэропорту Емельяново. Лайнер выполнял рейс Южно-Сахалинск - Красноярск - Ярославль. Это первый подобный случай в крае. Увы, похоже, волна лазерного хулиганства докатилась и до Восточной Сибири. За несколько дней до красноярского инцидента экипажи двух пассажирских лайнеров, заходивших на посадку в аэропорту Иркутска, так же пытались ослепить "лучевыми" указками.
Ситуация складывается парадоксальная. Лазерные атаки гражданских самолетов происходят чуть ли не ежедневно. Пресса, с одной стороны, бьет тревогу, с другой - сообщает, что отечественными умельцами разработаны очки, защищающие глаза пилотов от слепящих лучей. Может быть, лазерное хулиганство не так и опасно для воздушных судов?
Заместитель гендиректора - директор департамента производства полетов "Аэрофлота", заслуженный пилот РФ Игорь Чалик сказал корреспонденту "РГ", что в ситуации, когда пилоты стали подвергаться лазерным атакам, защитные очки, конечно, были бы полезны при взлетах и посадках. При условии, если они не будут мешать пилотированию, в том числе правильному восприятию показаний приборов в любое время суток. Что касается опасности лазерного хулиганства, то, по мнению Чалика, такие "шалости" действительно могут привести к серьезному авиапроисшествию и даже катастрофе.
А есть ли защитные очки? Первыми сказали о том, что они есть, представители одного из технических вузов Ростова-на-Дону. Впрочем, скоро выяснилось, что сделан лишь макет, и ростовчане ищут инвесторов, которые наладят массовое производство очков. К тому же необходимо провести дорогостоящую исследовательскую и конструкторскую работу. Так что чудо-очков, получается, реально нет.
Однако на прошедшем аэрокосмическом салоне МАКС-2011 премьер-министру показали вполне обычные очки с прозрачными стеклами. Как пояснили специалисты, особенность их в том, что стекла покрыты несколькими слоями тончайшего вещества, практически полностью отражающего лазерные лучи зеленого спектра - именно такими атакуют гражданские самолеты. То есть реальные очки все-таки есть.
Вот что рассказал "РГ" гендиректор оборонного объединения, где создали эти очки, Сергей Сокол:
- Предприятие, на котором изготовили очки, занимается разработкой защиты остекления кабин боевых самолетов от различных внешних излучений. Сразу хочу сказать: создать противолазерные очки не так просто, как может кому-то показаться. Эффективную защиту от мощного излучения может обеспечить только многослойное напыление специально подобранных отражающих веществ, толщина которых измеряется наноразмерами. И стекло должно иметь специальную геометрическую форму, которую рассчитать могут лишь специалисты. Есть еще существенный момент. Чтобы очки вписались в кабину гражданского авиалайнера, необходимо грамотно составленное техзадание. В нем, в частности, требуется указать, какая степень прозрачности должна быть у очков и показания каких приборов должен видеть пилот в обязательном порядке, если его глаза защищены очками. Неплохо было бы провести некое межведомственное совещание представителей авиакомпаний и тех промышленников, которые специализируются в области создания различных систем оптической защиты. Думаю, на таком совещании мы бы пришли к единой точке зрения, и пилоты всех гражданских самолетов в самом ближайшем будущем имели бы в кабинах авиалайнеров удобные очки, стопроцентно защищающие глаза от лазерного излучения.