31.08.2011 07:15
    Поделиться

    Эксперт: У бизнеса в СЗФО нет мотивов вкладываться в науку для села

    Выставка-ярмарка "Агрорусь", проходящая в Санкт-Петербурге в двадцатый раз, объединила на своих площадях все достижения сельхозтехники, животноводства и растениеводства, рыбной промышленности. В соответствии с доктриной продовольственной безопасности доля отечественных сельхозпроизводителей на внутреннем рынке должна будет увеличиться до 80-90 процентов. Однако пока достижение таких показателей невозможно по ряду причин.

    По словам заместителя министра сельского хозяйства России Александра Петрикова, основные усилия по развитию агропромкомплекса в ближайшие годы будут направлены на полную технологическую модернизацию, предусмотренную программой развития сельского хозяйства страны до 2020 года.

    Сейчас сложно оценить современный уровень инновационного развития АПК, такой статистики не ведется. Известно лишь, что в пищепроме этот уровень достигает 9,5 процента, как и в среднем по всем отраслям российской экономики. Небольшой уровень внедрения инноваций наблюдается в свиноводстве и птицеводстве, то есть в тех направлениях, которые в последние годы столкнулись с новыми инвесторами и теперь становятся производствами пятого технологического уклада.

    - Основная масса предприятий АПК в стране относится к третьему и четвертому укладам, при этом попадаются еще хозяйства на ручном труде, а это вообще второй уклад, и вместе они создают почти половину валового выпуска отрасли, - рассказал замминистра, - к сожалению, модернизация АПК в нашей стране осуществляется только путем заимствования зарубежного опыта, оборудования и технологий, и это создает риски для продовольственной безопасности страны.

    У крупного бизнеса пока отсутствуют мотивы вкладываться в инновационную научную деятельность для села

    По его словам, в стране для стимулирования спроса на инновационные разработки для сельского хозяйства нужно прежде всего гарантировать стабильный доход товаропроизводителям, который бы позволил тратить часть денег на внедрение инноваций. В идеале это достигается самими предприятиями, но у нас возможно только при активном участии государства, которое должно регулировать торговые сети, улучшать условия сбыта продукции, создавать элементы рыночной инфраструктуры. Главное, отметил замминистра, не допускать диспаритета между сельским хозяйством и другими секторами, это просто нивелирует все усилия государства.

    - Крестьян у нас - меньшинство, - продолжил Петриков. - В сельском хозяйстве занято 9 процентов всех трудовых ресурсов. И им нужна поддержка большинства для дальнейшего развития отрасли.

    Пока создано только около трех тысяч новых модернизированных производственных объектов, преимущественно в областях животноводства, птице - и скотоводства. Далее инновационному развитию комплекса будет способствовать программа по утилизации и замене отработавшей свое сельхозтехники, которая вступит в силу с 2012 года. Также минпромторг уже внес на рассмотрение правительства проект стратегии развития сельхозмашиностроения до 2020 года.

    Помимо инноваций, агропромышленную политику сконцентрируют на сельхознауке и подготовке кадров.

    Сельхознаука и образование сейчас серьезно недофинансированы - на них выделяется 0,4 процента от добавленной стоимости отрасли, это в семь раз ниже, чем в развитых странах. Возникает потребность не просто в финансировании нововведений, а в увеличении эффективности их использования. Для этого потребуется увеличение финансирования до 30 процентов - на прикладные исследования и до 20 процентов - на внедрение разработок в производства. Ожидают, что здесь затраты государства с частными инвесторами будут соотноситься примерно 50 на 50.

    Пока все это обсуждается минсельхозом вместе с товаропроизводителями и экспертным сообществом. Остро стоит именно проблема внедрения, так как большинство разработок просто не доходит до производства, а у 45 процентов наших сельхозорганизаций нет патентов на разработки. Для сравнения: в России сумма лицензионных выплат на одно подобное исследование в аграрной области составляет 2 доллара в год, в странах Европы и в США - 105-190 долларов. Надежды возлагают на создание при вузах и НИИ малых инновационных предприятий, но пока в России только 10 вузов создали 28 подобных организаций.

    В целом, по данным "Росагролизинга", экономическое положение на селе сейчас тяжелое, и требуются финансы, чтобы внедрить, например, круглогодичное выращивание молодняка крупного рогатого скота на открытом воздухе или автоматизацию подачи кормов и так далее. В настоящее время "Росагролизинг", предоставляя технику для агропрома, ведет активное внедрение современных технологий.

    - К примеру, в молочном скотоводстве применение традиционного автоматизированного молокопровода - это уже прошлый век, - рассказал представитель компании, - сейчас повсеместно внедряется роботизация, так называемая "добровольная дойка" - когда животное само подходит к автомату для доения, когда чувствует в этом потребность. Это позволяет получать молоко более высокого качества, с повышенной жирностью.

    Эксперты признали - у крупного бизнеса пока отсутствуют мотивы вкладываться в инновационную научную деятельность для села. К примеру, в такой аграрной стране, как Голландия, финансирование идет за счет денег от нефтехимической промышленности. У нас же не создаются условия для привлечения в аграрный сектор этих крупных средств, поэтому нужна новая модель отношений между бизнесом, государством и наукой.

    Поделиться