Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Краснодар, Калининград. В эти российские города из Минска можно попасть по воздуху. У Калининграда, впрочем, статус особый. Долететь туда можно даже из белорусских областных центров - Гродно, Бреста, а с конца июля, после почти полугодового перерыва, возобновлены полеты и из Гомеля. Причем прямые. Приказавшую долго жить компанию "Гомельавиа" сменил национальный авиаперевозчик "Белавиа".
- Рейсы будут выполняться на комфортном канадском пятидесятиместном самолете CRJ один раз в неделю - по понедельникам, - рассказала специалист по связям с общественностью авиакомпании Ольга Герасенко. - Попасть из Гомеля в Калининград можно за час двадцать. Для полета на данном рейсе нет необходимости в получении транзитной шенгенской визы, что значительно упрощает процедуру оформления проездных документов и сокращает расходы на путешествие...
Кажется, с рейсом Гомель - Калининград "Белавиа" попал в яблочко. Самолеты забиты под завязку. Не каждый маршрут может похвастаться такой популярностью. Наверное, среди российских направлений конкуренцию ему могут составить только рейсы в Москву. Но игроков на этом рынке хватает, хоть львиная его доля и принадлежит белорусскому авиаперевозчику. Недавно "Белавиа" начал теснить "Аэрофлот". В Минск он летает дважды в день, ожидается и третий рейс. "Белавиа" для сравнения - шесть раз в день.
А с 1 сентября начало полетов из Москвы в Минск анонсировала компания "Ютэйр". Она предлагает удобные стыковки через аэропорт Внуково из Сургута, Тюмени, Самары, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Ростова, Краснодара, Нижневартовска, Уфы.
Руководству авиакомпании я задал вопрос, насколько снизился пассажиропоток после демонополизации белорусско-московских перелетов. О цифрах специалисты предпочли не распространяться, отметив тенденцию:
- На данный момент мы успешно развиваемся, и об этом в первую очередь свидетельствует увеличение пассажиропотока как в Москву, так и по другим российским направлениям. Росту пассажирских и грузовых авиаперевозок способствует активное сотрудничество между странами и регионами.
Расширить белорусско-российскую маршрутную сеть мешает, к сожалению, действующее межправительственное соглашение.
- В соответствии с ним из Беларуси разрешается выполнять регулярные полеты в Москву и еще в пять населенных пунктов. Для собственного рейса у нас осталась лишь одна квота. Тем не менее мы не планируем закрывать ни один из рейсов в Россию. Перспектива открытия рейса на Омск рассматривается наряду с еще 10 направлениями. В этом году мы не планируем осваивать новые маршруты в Россию, в следующем - безусловно, - отметил заместитель генерального директора "Белавиа" Игорь Чергинец.
Не спешат в "Национальный аэропорт Минск" и российские перевозчики. По информации, предоставленной департаментом по авиации Минтранса Беларуси, до серьезных переговоров с авиакомпаниями России дело в последнее время не доходило. Тем не менее динамика сотрудничества между союзными странами диктует необходимость расширения и географии полетов. Поэтому "Белавиа" выполняет в Россию значительное количество рейсов чартерных: из Минска и Гомеля. В частности, перевозит вахтовиков на российский Север.