В день 120-летнего юбилея актера Михаила Чехова в музее-усадьбе его родного дяди Антона Чехова состоялся мастер-класс Никиты Михалкова.
Законами профессии кинорежиссер делился со слушателями семинара Мелиховской театральной школы, открытой в этом году в музее-заповеднике А.П. Чехова. Учениками семинара стали актеры и режиссеры из Португалии, Дании, Болгарии, Румынии, Украины и российских городов.
"Когда человек, работающий в морге, оказывается на улице, он получает фантастическое удовольствие, обнаруживая, что вокруг живые люди. Вот и я стараюсь не забывать о том, что есть живые люди", - так ответил Никита Михалков на вопрос студентки Чеховской театральной школы о том, как ему удается сохранять самообладание.
Свой мастер-класс Никита Михалков начал с признания, что давно мечтает создать свою театральную академию. Здесь в Мелихово, на чеховской земле, конечно, в первую очередь разговор зашел о "школе Михаила Чехова" и осмыслении творчества Антона Чехова. "В игре актера слово не имеет никакого значения. Внутренний ток, проходя через весь ваш организм, от кончиков пальцев, должен выходить через глаза. Эмоциональное, душевное, внутреннее наполнение, выраженное в психологическом жесте, - вот основа актерского метода Михаила Чехова. Что касается его дяди, - продолжил Михалков, - Чехов для меня, это тропинка в густых зарослях, ее сложно сразу увидеть, трудно найти, но если ты уже вступил на нее, свернуть уже не позволительно".
Не обошлось и без обсуждения последнего фильма Михалкова "Цитадель". "Для меня эта история - прежде всего притча о необъяснимой взаимосвязи всего сущего в этом мире, - рассказал Никита Сергеевич. - Мне хотелось ответить на вопрос: где есть Бог на войне? Но сам по себе ответ мне не интересен. Важен сам процесс поиска ответа. Феллини как-то сказал: "Я хочу говорить правду, которую я не знаю, но которую я ищу". Готов подписаться под каждым словом".
В конце встречи Никита Сергеевич вызвал из зала учеников школы и провел с ними профессиональный тренинг, предложив ребятам вместо слов бросать друг другу мячики, передавая при этом партнеру еще и нужную эмоцию, или, например, выполнить такое задание: сыграть историю, создать характер человека, глядя лишь на его туфли.
Напоследок молодые актеры поинтересовались, как режиссер ощущает сегодняшнее время, эту страну и себя в этой стране в это время? На что Михалков ответил: "20 лет назад была упущена уникальная возможность: революция сверху, поддержанная эволюцией снизу. Революция сверху произошла, а эволюции снизу не случилось. Когда у Чехова спросили, как бы он мог охарактеризовать свое время, он ответил кратко: "пошлость". Меня часто обвиняют в том, в чем сами хотели бы стать участниками. Как бы это парадоксально ни звучало: у меня нет врагов. Враг - это тот, кого ты сам считаешь врагом. Не страшно быть не любимым ни за что, страшно быть не любимым за что-то".