В ходе состоявшейся в конце августа в Самаре конференции Парламентского собрания Союза России и Беларуси "Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды" рекомендовано развивать сотрудничество России с Беларусью и странами Балтии по очистке трансграничных водоемов от всевозможных отходов.
А в соседней Латвии возобновляются исследования по восстановлению сквозного судоходства по Западной Двине-Даугаве: то есть по территории Смоленской области России, Витебской области Беларуси, юго-восточной и центральной Латвии.
Как отметил, выступая на конференции, начальник отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско-Окского управления Федерального агентства водных ресурсов Татьяна Митрофанова, в бассейнах трансграничных рек Днепр и Западная Двина намечаются российско-белорусские и российско-белорусско-латвийские исследовательские работы по следующим направлениям: экологическая оценка состояния реки Днепр и его бассейна; разработка характеристик тяжелых металлов на трансграничных участках рек Днепр и Западная Двина; комплексная оценка экологической нагрузки на трансграничные озера Ситница и Островно в Псковской области.
Отмечено также, что, например, "граничащей с Беларусью Смоленской областью России ежегодно забирается с водных объектов двух этих рек около 140 млн кубометров, из них по Западной Двине - порядка 8 млн, а по Днепру - до 130 млн кубометров".
Что касается судоходства по Западной Двине, оно в принципе возможно от г. Велиж, что на западе Смоленщины, до Риги и, соответственно, Рижского залива. Оно существовало вплоть до начала 1960-х годов прошлого века.
Но характерные с середины 60-х частые перепады уровня воды и пороги не позволяют развивать здесь сквозное хождение судов.
Техническое же решение этих проблем вполне возможно. Тем более что развитие внешнеэкономических связей сопредельной Латвии с Союзным государством включает, например, расширение перевозочной сети с Россией и Беларусью, в том числе воднотранспортной сети, и многое другое.
Этот фактор, как полагает латвийский эксперт в сфере транспортной политики Ингмар Залинс, "вписывается в проект судоходного канала Даугава (Западная Двина) - Днепр. Поэтому развитие водного транспорта Латвии - существенный "резерв" в ее торговых и транзитных связях с Россией, Беларусью и другими соседями Латвии".
Характерно, что к этим проектам тяготеют близлежащие регионы России. Как отмечено в недавнем исследовании экономистов В.М.Башилова, В.Н.Гайдукова и В.Г.Осипова (Тверская область), "интересует процесс формирования еврорегиона "Даугава-Западная Двина". А река Западная Двина начинается в Тверской области. Ее исток - недалеко от районного поселка Пено. А бассейн истока вместе с притоками захватывает территории пяти районов.
То есть без этих районов нашей области принцип формирования еврорегиона страдает неполнотой".
Отмечается также, что "с обретением статуса еврорегиона там планируется свободная экономическая зона. А она предполагает упрощение таможенных процедур, смягчение визового режима, снижение транспортных тарифов.
Но существуют и общие экологические приоритеты. Ведь исток обеспечивает чистоту всего русла. Значит, в экологическом сохранении Верхнедвинья и освоении верхнего течения Западной Двины заинтересованы все территории и страны, где река несет свои воды к Балтийскому морю. В первую очередь это Смоленская область РФ, Беларусь и Латвия".