Марина Королева о происхождении слова "трагедия"

Трагедия. Все знают, что это такое: произведение, полное драматизма, которое изображает напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу. Трагедия обычно заканчивается гибелью героя.

Трагедия играется не только на сцене, она может происходить и в жизни. Несчастье, тяжкое переживание, какое-то потрясающее событие - вот что мы называем трагедией. Однако все эти определения из толковых словарей никак не объясняют, каким образом трагедия связана с таким, казалось бы, нетрагедийным животным, как... козел.

Да, козел и трагедия были когда-то неразделимы. Они, собственно, и сейчас неразлучны, и все благодаря слову. Дело в том, что tragos по-гречески - это козел.

Надо лишь вспомнить, что древние греки представляли себе богов плодородия в виде странных существ: наполовину козлов, наполовину людей, с торсом, головой и руками как у человека, но с задней частью туловища как у козла (впрочем, рационалистическая традиция считает, что это просто были люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом). Их называли сатирами, и в древнегреческой мифологии они считались низшими божествами, спутниками бога вина и веселья Диониса. Как сообщают древнегреческие мифы, именно сатиры впервые приготовили вино, да и вообще прославились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса - всегда веселящуюся и поющую.

Айзек Азимов в книге "Слова в истории" пишет, что праздники в честь этих духов плодородия были шумными и веселыми, поскольку от плодородия зависела жизнь людей. Вот греки и устраивали шествия, во время которых люди, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, распевали дерзкие и грубоватые песни. Эти песни, собственно, и называли tragoida (tragos - козел, ode - пение).

Шло время, и в ХV веке до н.э., как предполагают, афинские поэты взяли эти празднества за основу при создании более серьезных произведений. Стихи стали не в пример изысканнее, а исполнялись одним и более певцами в сопровождении хора. Так "песни козлов" стали трагедиями. Греческая трагедия дала совершенные образцы законченных, органических произведений искусства, она глубоко психологически и физиологически потрясала зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии. Она стала жанром литературы.

Уверена, немногие из вас вспоминают об этом, когда смотрят или слушают что-то надрывающее душу...

"ГОВОРИМ по-РУССКИ" с МАРИНОЙ КОРОЛЕВОЙ

на сайте

WWW.rg.ru