31.08.2011 23:20
    Поделиться

    Москву станут озеленять новыми методами

    13 сентября на заседании столичного правительства в окончательном варианте должна быть принята программа "Экология Москвы на 2012-2016 годы".

    Документ был разработан еще весной. С апреля начались его обсуждения на общественных слушаниях.

    Москва сегодня не самый грязный мегаполис мира, но и не самый чистый. Самый большой вред экологии наносят выхлопы от автомобильного транспорта. Но зато в Москве много зеленых зон - треть территории мегаполиса занимают особо охраняемые природные территории. Как рассказал "РГ" руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, который только что вернулся из поездки по Канаде, Москва "зеленее", чем Монреаль и Квебек. И это богатство нужно холить и лелеять. "С момента начала общественного обсуждения программы было много предложений и замечаний экспертов, - поясняет Кульбачевский. - В частности, они ратуют за сохранение биоразнообразия в наших особо охраняемых природных территориях". Действительно, в столичных лесопарковых зонах водятся несколько десятков мелких животных, рыб, птиц. В том же Ботаническом саду можно полюбоваться не только на уток и голубей, здесь прыгают белки, роют норы бобры. В "Сокольники" и Измайловский парк частенько наведываются зайцы, лисицы.

    Серьезно думают столичные власти над озеленением города. "Пора уходить от традиционных газонов, - считает Кульбачевский. - Это уже прошлый век. Надо использовать так называемый метод разнотравья". А вот что касается укладки плитки на центральных улицах города, то здесь Антон Кульбачевский полностью разделяет это начинание. "Ни в одном европейском городе не мостят тротуары в центре асфальтом, - говорит глава департамента. - Плитка более эстетично выглядит. Да и когда идешь по ней, дышится легче".

    Кульбачевский приверженец раздельного сбора мусора. В одночасье заставить москвичей сортировать отходы сложно. Но приучить возможно. Главное - заинтересовать материально. "Вот, например, во Внуково, установили контейнер для разных отходов, - поясняет он. - Результаты неплохие. Компания, которая занимается сбором отходов и их утилизацией, почувствовала выгоду. Себестоимость этого процесса сократилась на 70 процентов". Департамент намерен организовать работу с ТСЖ и управляющими компаниями и объяснять им, насколько выгодно раздельно собирать отходы. А те, в свою очередь, должны организовать разъяснительную работу с населением. У столичных властей четкий подход: никаких мусоросжигательных заводов и новых могильников на территории Москвы и Подмосковья, а только современная переработка сырья. Поддерживают эту позицию и эксперты. Так, директор общественного фонда "Гражданин" Максим Шингаркин считает, что мусороперерабатывающие предприятия, построенные по мировым стандартам, могут привлечь потенциальных инвесторов.

    Обсуждая одну из самых острых проблем - уменьшение выхлопов от автомобильного транспорта, эксперты сходятся во мнении: только ограничительными методами ничего не добиться. Например, как заставить автолюбителей покупать машины, соответствующие только стандартам не ниже Евро-3? "Да, конечно, при переходе на Евро-4, столичный воздух станет чище примерно на 10 процентов, - считает директор Института физики атмосферы Александр Гинзбург. - Но наши нефтеперерабатывающие предприятия не готовы насытить столицу таким количеством очищенного топлива. Более разумными представляются шаги столичного правительства по закупке новых видов автобусов, работающих на топливе Евро-4 и Евро-5, а также развитию такого экологически чистого транспорта, как трамваи и метро".

    Поделиться