Экс-президент Украины Леонид Кучма не намерен реагировать на заявления, которые сделал относительно его участия в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе бывший генерал МВД Украины Алексей Пукач.
Во вторник вечером информация с процесса над экс-руководителем министерства внутренних дел попала в прессу. В частности, СМИ приводили, якобы сделанное Пукачем, признание, что приказ об уничтожении неудобного журналиста он в 2000 году получил лично от Кучмы. В среду в интервью "РГ" пресс-секретарь экс-президента Михаил Малый пояснил: "Позиция Леонида Даниловича по этому поводу давно известна: убийство Гонгадзе - это грандиозная провокация против него. То, что говорит Пукач, - продолжение этой провокации".
Суд проходит в строго закрытом режиме, поэтому единственным источником информации являются представители потерпевшей стороны - семьи Гонгадзе. Так, адвокат Валентина Теличенко рассказала украинским СМИ, что в числе людей, прямо или косвенно отдавших приказ Пукачу "разобраться" с Гонгадзе, бывший генерал называл Леонида Кучму, Владимира Литвина, Николая Джигу (в то время замминистра МВД, ныне - губернатор Винницкой области), а также покойных министра внутренних дел Юрия Кравченко и его заместителя Эдуарда Ферре. Но сама адвокат обратила внимание на другие высказывания Пукача. В них речь шла о том, что основатель интернет-издания "Украинская правда" Георгий Гонгадзе, его нынешний редактор Алена Притула и другие украинские журналисты были сотрудниками ЦРУ и готовили государственный переворот. Следовательно, убив журналиста, генерал считает, что предотвратил возможный путч.
- Да, действительно, Пукач дает очень интересные показания, называет имена и обстоятельства. Но доказать его слова документально невозможно, а некоторые показания сложно воспринимать всерьез. Все вместе создает впечатление легкого абсурда. Вероятно, такова тактика его защиты, - сказал "РГ" адвокат матери Гонгадзе Андрей Федур.
Не считает нужным обсуждать свою предполагаемую работу на ЦРУ и редактор "Украинской правды", известнейший украинский журналист Алена Притула. Хранит молчание и спикер Владимир Литвин. Он уже неоднократно и довольно гневно отрицал свою причастность к убийству Гонгадзе.
- Если то, что говорит Пукач про ЦРУ и переворот, - это такая линия защиты, попытка свалить все в одну кучу: реальные факты, недоказуемые вещи и просто выдумку, - то суду не останется ничего, кроме как поставить многоточие в конце этого дела, осудив только Пукача за убийство, - считает директор Киевского института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Впрочем, суд, считает собеседник, может вдруг подробнее остановиться на тех направлениях в следствии, которые он указывает, и, значит, "активизируется" уже дело Кучмы.
- Нужно понимать, что "дело Гонгадзе" по сей день остается объектом политических спекуляций, поэтому отделить судебную реальность от политической игры очень тяжело. Полную правду мы узнаем, когда убийство Гонгадзе потеряет свой вес, когда из украинской политики полностью уйдут люди, так или иначе в нем замешанные, - заключил в беседе с "РГ" Карасев.