01.09.2011 15:36
    Поделиться

    Росморречфлот принимает меры по недопущении новых катастроф на воде

    После гибели 122 пассажиров теплохода "Булгария" в июле этого года Федеральное агентство морского и речного транспорта разработало комплекс мер по совершенствованию системы управления безопасностью судоходства на реках, который сведет до минимума вероятность чрезвычайных происшествий. Однако же обеспечить стопроцентную гарантию неповторения катастроф невозможно из-за так называемого "человеческого фактора". Такое заявление сделал сегодня в Нижнем Новгороде руководитель Росморречфлота Александр Давыденко в ходе заседания совета ведомства.

    Сейчас для определения системных причин возможных аварий на внутреннем водном транспорте работает комиссия общественных советов Минтранса России и Росморречфлота.

    К 1 января 2012 года в соответствии поручениями правительства России будет усовершенствовано законодательство в области внутреннего водного транспорта, созданы администрации речных бассейнов, службы капитанов речных бассейнов, перераспределены функции Ространснадзора и Росморречфлота. Судна, перевозящие пассажиров и опасные грузы, будут оборудованы автоматизированными информационными системами. Предусматривается утвердить 16 капитанов речных бассейнов. В подчинении капитана администрации речного бассейна будут службы портового контроля. Финансирование портового контроля в речных бассейнах будет осуществляться из средств навигационного сбора. При этом навигационный сбор распространится на все участки внутренних водных путей, на которые устанавливается гарантированные габариты судовых ходов, и на всех судовладельцев, чьи суда получают путевую и навигационную информацию.

    На внутренних водных путях 742 судовладельцами ежегодно перевозится на 1,5 тысячах единиц флота около 16,3 миллиона человек. Обслуживание пассажиров осуществляется в 20 крупных портах и более 450 причалах. Более 55 процентов перевозок осуществляется 14 крупными перевозчиками, которые имеют 265 единиц флота.

    - На долю небольших компаний, владеющих 1-2 суднами, приходится около 44 процентов объема пассажирских перевозок, или около 7 миллионов человек, - сказал Александр Давыденко. - Понятно, что такие перевозчики не в состоянии обеспечить финансовые гарантии безопасности пассажиров. Мало того, 60 процентов малых судоходных компаний не считают нужным предоставлять в госорганы информацию о количестве перевозимых пассажиров, так что данные цифры лишь отчасти отображают реальную картину.

    В географическом отношении основная доля перевозок пассажиров, а это порядка 64 процентов, осуществляется на Единой глубоководной системе, где интенсивность и плотность пассажирооборота самая максимальная, а значит, риски транспортных происшествий здесь возрастают в 70 раз по сравнению с другими регионами. Росморречфлот совместно с подведомственными ему предприятиями развивает навигационное обеспечение судоходства с использованием системы ГЛОНАСС. В первую очередь это касается реконструкции систем связи бассейнов и создания береговых систем мониторинга флота. Кроме того, ведутся активные работы по созданию электронных навигационных карт (ЭНК) российских рек. В прошлом году созданы базы данных для ЭНК более чем на 29 тысяч километров водных путей. В 2011 году этот показатель увеличится еще на 10,7 тысяч километров.

    Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский затронул тему ужесточения ответственности за нарушения правил судоходства. Изменения в законодательстве предусматривают увеличение штрафов с 5 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц. Максимальное наказание рублем для юридических лиц возрастает до 500 тысяч. И хотя министерство юстиции выступает против такого увеличения, Виктор Олерский уверен, что правительство поддержит эти новации и в октябре законопроект будет передан в Госдуму.

    - Перед нами стоит непростая задача, - заявил замминистра. - С одной стороны, не надо гнобить судовладельцев бесконечными проверками, но, с другой стороны, мы должны создать у них ощущение, что постоянно за ними наблюдаем.

    Председатель совета директоров одной из российских судоходных компаний Ришат Багаутдинов обратил внимание на ту истерию, которую нагнетали в связи с трагическими событими в июле средства массовой информации, в основном телекомпании. В результате у людей сложилось впечатление, что все судоходные компании имеют "старые плавучие калоши", управляемые пьяным и неопытным экипажем, следствием чего стало резкое падение объема речных пассажирских перевозок. Между тем человеческий фактор как причина катастроф характерен для мелких, а не для крупных судоходных компаний. С Багаутдиновым солидарен и другой крупный российский судовладелец - Александр Трофимов. После трагических событий люди стали массово сдавать приобретенные путевки, что привело для его компании к убыткам в 235 миллионов рублей. Раздутая в СМИ истерия ведет к планомерному уничтожению  всей отрасли. Западные СМИ более сдержанно освещали события вокруг "Булгарии", так что поток иностранных туристов, покупающих в России речные туры, не только не ослаб, но наоборот, увеличился.

    - Лучше не обижаться на СМИ, а сделать так, чтобы не давать им повода писать о вас плохо, - посоветовал судовладельцам Виктор Олерский. - В обществе есть спрос на негативную информацию, и журналисты этот спрос удовлетворяют.

    Руководитель Ространснадзора Александр Касьянов тоже дал совет менеджменту и владельцам крупных судоходных компаний. Надо не на газетчиков жаловаться, а на мелкие компании-нарушители.

    - Невозможно поставить инспекторов на каждом бакене, тем более что штат нашей службы сократился за последние годы с 12 тысяч до 6 тысяч человек, - сказал высокопоставленный чиновник. - Все участники рынка речных круизов всё друг про друга знают, однако к нам не поступает ни одного заявления от них.

    Александр Касьянов затронул и тему контроля за судоходством на реках, которые не вошли в официальный перечень судовых ходов. Ространснадзор не имеет права контролировать те судна, которые по этим рекам ходят. В результате они вообще безнадзорны.

    - Мы что, ждем очередной "Булгарии"? - задался вопросом глава Ространснадзора. - необходимо в срочном порядке решать эту проблему. Учитывая большую протяженность неконтролируемых водных путей, надо привлекать к надзору за судоходством муниципалитеты.

    Поделиться