31.08.2011 23:48
    Поделиться

    Прежние способы нефтедобычи перестают работать в Тюменской области

    Нефтяная отрасль переживает не лучшие времена

    Объемы извлечения западносибирской нефти неуклонно снижаются. Ученые-отраслевики и геологи предупреждали об этом еще 5-6 лет назад.

    Исключение - уватская нефтяная провинция на юге Тюменской области. Здесь месторождения не истощены, темп их разработки только нарастает. А вот в автономных округах кривая добычи показывает убыль.

    Между тем главная нефтяная житница страны в будущем году будет праздновать добычу 10-миллиардной тонны сырья. Сегодня доля округа в общероссийской добыче немногим выше 50 процентов. В середине первого десятилетия она превышала 55 процентов. Черное золото берут из югорских недр 26 промысловых предприятий. На десять из них приходится 99,4 процента всего объема. В свою очередь, на четыре "акулы" - мощные вертикально интегрированные компании - 70 процентов. Исходя из статистики полугодия, 16 мелким фирмам досталось в совокупности менее миллиона тонн. В идеале в структуре добычи доля малых предприятий должна быть кратно больше. Ведь их задача - выкачивать остатки нефти "со дна" истощенных, сильно обводненных залежей на условиях льготного налогообложения. Таких месторождений, нерентабельных для ВИНКов, не менее сотни. О механизме фискального стимулирования говорится давно, но дальше дебатов дело не движется.

    Даже ведущие компании просят поблажки. Логика ультимативная: мол, себестоимость работ настолько высока, что при малейшем увеличении налогового бремени придется отказаться от разработки трудноизвлекаемых запасов, которые уже преобладают на территории Югры. Следовательно, добыча просто рухнет. Сергей Задольник, гендиректор дочерней структуры крупной компании, обосновывает необходимость неотложных капвложений: инфраструктура месторождений изношена, технологии извлечения нефти с более глубоких горизонтов не отлажены, а потому издержки на риск велики.

    Действительно, лакомых залежей - больших и сравнительно доступных - не осталось. Все они открыты в советскую эпоху, находятся в эксплуатации. К примеру, Приобское месторождение, из которого добыто 250 миллионов тонн - четверть извлекаемых запасов. Проблема эффективной разработки "трудных" месторождений остра для подавляющего большинства северных предприятий. Каждое решает ее самостоятельно. Оптимальный вариант - построить экспериментальный полигон и обкатывать на нем инновационные технологии. Кстати, власти Тюменской области готовы создать такой полигон, вложив в него бюджетные деньги. При условии: компании ТЭКа тоже инвестируют в реализацию финансово емкого проекта. В этом же ракурсе для промышленников и ученых чрезвычайно актуальна задача повышения нефтеотдачи.

    Другой злободневный вопрос - геологоразведка. За шесть месяцев недропользователи Югры направили на поиск углеводородов около 10 миллиардов рублей. Регион вложил 224 миллиона, Федерация - 33,6 миллиона. Суммы, мягко говоря, скромные, считает академик РАН Алексей Конторович. Сырьевая база на глазах скукоживается. Ученый популярно объясняет, почему: в 1988 году в одной лишь Западной Сибири пробурено 2,8 миллиона погонных метров скважин, а в 2010-м во всей стране не достигли планки в 600 тысяч. Последнее крупное открытие сделано в конце 1980-х - месторождение Ванкорское. Кстати, единственно за счет него идет сегодня прирост добычи нефти в масштабе страны.

    Так, может, игра не стоит свеч, и перспектив у геологоразведки в Западной Сибири уже нет? По мнению руководителя профильного тюменского НИИ Игоря Шпурова, успеха вряд ли стоит ожидать на верхних горизонтах, как правило, изученных посредством классических методов. Есть смысл заглядывать глубже. Правда, для этого не хватает надежных методик, опыта. Комплексное прощупывание нижних горизонтов носит пробный характер.

    Ну а ряд приполярных территорий ЯНАО вообще являют собой белые пятна - на любых глубинах. По данным окружного департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса, громадный Гыданский полуостров обследован менее чем на 30 процентов. Акватория Карского моря - и того меньше.

    При интенсивном отборе газа - без текущего прироста запасов - его хватит на полстолетия. Но здесь на все "арктическая наценка". Она ощутимо повышает себестоимость продукта, тем самым снижая его конкурентоспособность. В триллионах рублей измеряются затраты на инфраструктуру Ямала, строительство индустриальных объектов. Ощущается и зависимость от потребителей энергоресурсов. Будь на газ отменный спрос, Бованенковское газоконденсатное месторождение уже запустили бы. Не случайно Федерация согласилась обнулить налог на добычу газа и нефти за 65-м градусом северной широты. Налоговые каникулы предоставят и тем промыслам, которые поставят сырье на завод по выпуску сжиженного газа, который построят на полуострове. А вот компаниям, которые работают в "южных" широтах Крайнего Севера, налоги повышают.

    Полуостров Ямал - пусть ближайшая, но перспектива. Старые месторождения предстоит эксплуатировать еще долго. Надым-Пур-Тазовский газоносный регион, по-прежнему являющийся лидером по добыче углеводородов, прослужит, как объявлено, около 50 лет. Не отправляют на покой даже Медвежье - первенца большого газа Сибири, хотя недра исчерпаны более чем на 80 процентов. Продолжается реконструкция месторождения, геологи открыли на его площадях дополнительные газовые "резервуары".

    Что касается нефти, то амбициозные планы вынашивает... "Газпром". Он намерен последовательно наращивать ее добычу за счет создания нового сырьевого центра на севере округа.

    Поделиться