31.08.2011 23:46
    Поделиться

    Власти Южного Урала начали возвращать в оборот заброшенные земли

    Чтобы подготовить к посеву землю, не обрабатывавшуюся пять лет, потребуется год упорного труда. Сколько нужно времени, чтобы изъять эту землю у нерадивых хозяев - не знает пока никто.

    Не знают даже члены созданной по распоряжению губернатора Челябинской области межведомственной рабочей группы. Пока что входящие в нее представители областного минсельхоза, управлений Росприроднадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Росреестра пытаются определить пути устранения выявленных нарушений.

    Скажем, в Аргаяшском районе из 105 тысяч гектаров сельхозугодий обрабатывается чуть больше половины - 57 тысяч. Остальные, хоть и имеют хозяев, пребывают в запустении. И это при том, что желающие работать на земле есть: в дополнительной пашне нуждаются как местные сельхозпроизводители, так и приходящие в район серьезные инвесторы.

    Как сообщил заместитель начальника отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Челябинской области Андрей Кокорин, осмотренные брошенные поля плодородны и пригодны для использования, хотя и требуют приложения серьезных усилий. Но... в большинстве случаев участки приобретались частными лицами с целью перепродажи. И владельцы их готовы ждать выгодной экономической конъюнктуры и дальше. Причем зачастую вдали от принадлежащей им земли, что осложняет применение к ним каких-либо санкций. Кстати, каких именно?

    - Районная административная комиссия проводит работу с собственниками. Сначала хозяин получает извещение о недопустимости подобного использования земли. Если ситуация останется без изменений, владельцами займется федеральный инспектор и областной Россельхознадзор, - поясняет ведущий специалист управления по работе с фермерами Нагайбакского района Виктор Семенченко.

    Только на территории одного из сельских поселений района - Арсинского - комиссия муниципального управления сельского хозяйства зафиксировала около двух тысяч гектаров необработанной земли. Большинство хозяев этих участков живут и работают в Челябинске, Магнитогорске, Южноуральске и других городах области, ожидая, что когда-то выручат за свои земли "многие миллионы". А на бывшей пашне (кстати, самой плодородной в районе) кое-где уже поднялись березки...

    В Кунашакском районе, по словам начальника управления сельского хозяйства Рустама Сатыбалдина, используется только 48 процентов пашни. На 50 тысячах гектаров сельскохозяйственные работы не ведутся, из них почти 15 тысяч скуплено в период с 2006-го по 2010 год у пайщиков и выделено из общего клина различных агропредприятий.

    Намерения инициировать процедуры изъятия таких земель районные власти декларируют практически повсеместно. Вот только дело это хлопотное. В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки могут быть изъяты у собственника в судебном порядке, если в течение трех лет на них не ведется никакая сельскохозяйственная деятельность. Также землю могут отобрать, если она используется с нарушением земельного законодательства, что повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Фактов таких, кстати, более чем достаточно. К примеру, собственник сдает участок в аренду, а на нем добывают песок или щебень либо располагается мусорная свалка. С 2008 года управление Россельхознадзора по Челябинской области выявило 296 случаев порчи земель сельскохозяйственного назначения - более тысячи гектаров, принадлежащих администрациям сельских поселений, были захламлены бытовыми отходами. Есть случаи, когда муниципальные власти выдают акты о предоставлении участков сельхозназначения под строительство магазинов, бензоколонок и для других целей.

    Перед судебным разбирательством Росреестр по заявлению муниципалитета проводит соответствующую проверку. Если нарушения установят, собственнику сначала вынесут предупреждение и дадут время на устранение нарушений. В случае бездействия хозяина земли его оштрафуют, и только после этого дело может оказаться в суде. Суд может принять решение об отчуждении земельного участка и переводе его в фонд муниципалитета. А может и не принять: возможности собственников некоторых участков превосходят таковые у их потенциальных оппонентов из сельских администраций. К примеру, в Кунашакском районе три года назад районные депутаты попытались принять положение об осуществлении муниципального земельного контроля. Но документ был опротестован прокуратурой как не соответствующий законодательству.

    Определенные подвижки в этом вопросе сулят изменения в законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившие в силу 1 июля текущего года. Теперь инициировать судебное разбирательство может орган государственной власти регионального уровня, обладающий куда большими полномочиями, чем сельский начальник. Остается лишь решить, какое министерство будет наделено правом обращения в суд, и создать структуры, контролирующие использование сельхозземель по назначению на уровне районов.

    Прецедентов судебного изъятия сельхозземель у нерадивых собственников в Челябинской области пока нет. Впрочем, даже активности власти в этом направлении оказалось достаточно, чтобы подтолкнуть некоторых землевладельцев к использованию принадлежащих им земель в аграрном производстве либо к продаже их активным сельхозпроизводителям.

    Прямая речь

    Сергей Сушков, первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области:

    - В регионе утвержден план мероприятий по нескольким направлениям. Одно из них - совместные с федеральными органами проверки в муниципалитетах по использованию земель сельхозназначения. В том числе выездные. Это позволит составить подробную карту неиспользуемых земель и при необходимости применять санкции к их собственникам. Такие данные уже собраны в большинстве муниципальных районов. Уточнить ситуацию поможет спутниковая съемка. Одновременно на местах, согласно поправкам к федеральному закону, будут создаваться органы муниципального земельного контроля.

    Кроме того, предстоит отработать вопросы взаимодействия органов власти разных уровней. Чтобы муниципалитет или наделенный полномочиями региональный орган мог обратиться в суд с иском об изъятии земель, предварительно на их собственников органами Росреестра должен быть наложен административный штраф. Однако Росреестр, в свою очередь, не имеет повода к проведению необходимых для этого проверок без соответствующего запроса муниципальных властей. Этот замкнутый круг необходимо разорвать.

    Справка "РГ"

    Сегодня в Челябинской области не обрабатывается 20 процентов, или 400 тысяч гектаров, земель сельскохозяйственного назначения. Из них будет затруднительно восстановить для сельхозпроизводства порядка 100 тысяч гектаров, заросших лесом и подвергшихся подтоплению. Неиспользование земельного участка в целях ведения сельскохозяйственного производства влечет наложение административного штрафа. Для граждан его размер составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 4 до 6 тысяч, а на юридических лиц могут наложить штраф от 80 до 100 тысяч рублей.

    Поделиться