30 августа исполнилось 255 лет со дня учреждения Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского).
В этот день александринцы возлагали цветы в соборе Петропавловской крепости - к надгробиям основательницы труппы императрицы Елизаветы Петровны, в 1756 году подписавшей указ об учреждении первого государственного театра России, а также императрицы Александры Федоровны, именем которой было названо здание Александринского театра. Затем, уже в театре, на сборе труппы, актеров чествовали представители государственной власти и общественных организаций города.
Художественный руководитель театра Валерий Фокин рассказал журналистам о планах на новый сезон. Первой премьерой станет 8 октября "Гедда Габлер" в постановке Камы Гинкаса. На Александринской сцене эта пьеса Генрика Ибсена ставится впервые. Для Гинкаса это возвращение на петербургскую сцену, к своей молодости и публике (ученик Георгия Товстоногова, работал в Театре на Литейном), и возвращение к своему реализованному замыслу: "Гедду Габлер" он ставил в 1983 году в Театре имени Моссовета, с прославленными ленинградцами - Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Теперь главные роли исполняют Игорь Волков и Мария Луговая. Сценографией спектакля вновь занимается московский художник Сергей Бархин.
- В Ленинграде я учился. Женился. Здесь родился мой сынок. Я пытался ставить спектакли, которые кастрировали и закрывали. Эти рубцы остались, - вспомнил Кама Гинкас. - Я мечтал еще раз поставить "Гедду Габлер". Мне очень нравилась пьеса, и хотелось снова вернуться к ней. Надеюсь, в этих стенах и с этими артистами мне удастся досказать то, что я не сказал прежде. Творческая атмосфера здесь потрясающая - не только среди актеров, а во всех цехах. Все жаждут работать.
15 сентября начинается шестой международный фестиваль "Александринский". Три вечера на малой сцене будет идти мастер-класс "Голос и тело в театре Древней Греции" Теодороса Терзопулоса. В Александринском театре он поставил в 2006 году спектакль "Эдип-царь" по трагедии Софокла. Известный режиссер с 1991 года - президент Международного института Средиземноморского театра в Греции, с 1993 года - председатель Международного комитета Театральной олимпиады.
21 сентября петербуржцы увидят премьеру балета уникального хореографа Эдуарда Лока с Дианой Вишневой в главной роли. Прима Мариинского театра танцует с артистами основанной им труппы La La La Human Steps (Канада). В программе фестиваля - "Война и мир", спектакль знаменитого Burgtheater (Австрия), старейшего и одного из самых больших театров Европы. Сцены из первого тома романа Льва Толстого в 2010 году поставил руководитель театра Маттиас Хартманн. Действие происходит на сцене и на видеоэкранах, публика вовлечена в увлекательный процесс в форме открытых репетиций.
Цель "Александринского" фестиваля в том, чтобы показать российскому зрителю, как современный театр в разных странах, используя свои национальные традиции, ведет поиск новых сценических форм.
Фестиваль завершится 27 октября современным романтическим балетом "Белоснежка" в постановке Анжелена Прельжокажа: 26 танцоров Национального хореографического центра в Экс-ан-Провансе (Франция) будут танцевать под музыка Густава Малера в костюмах известного кутюрье Жана Поля Готье.
- В октябре на нашей сцене будут играть актеры театра "Мастерская Петра Фоменко", а мы уедем с "Гамлетом" сначала в Вену (Burgtheater), а затем в Варшаву ("Театр Народовы"), - поделился Валерий Фокин. - Дальше я буду репетировать "Игрока" Достоевского, материал давно меня интересовал, был в планах, а Ирина Керученко (к слову, ученица Гинкаса) поставит на малой сцене "Сон смешного человека". Так что у нас получится сезон Достоевского. Ну а позже польский режиссер Кристиан Люпа возьмется за пьесу Леонида Андреева "Анатэма".