Столичные власти намерены развивать в столице велосипедный транспорт как альтернативу автомобилю.
Считается, что в Москве число велосипедистов примерно совпадает с количеством автомобилей.
Где катаются энтузиасты двухколесного транспорта сегодня и что мегаполис готовит для них завтра, выяснял корреспондент "РГ".
Сам себе навигатор
Сейчас каждый велосипедист сам себе прокладывает дорогу. С учетом потребностей и интересов. Однако, как показал опрос "РГ", велосипедисты выезжают в основном по выходным, когда на дорогах меньше машин. Мало кто рискует пользоваться двухколесным транспортом для поездки на службу. Разве что живет поблизости. Как, например, биолог Ольга Степная. Ей "три шага" до МГУ, где она работает экскурсоводом Ботанического сада. А там уже территория огромная, пешком не одолеть. "И дорожки у нас хорошие, ровные, одно удовольствие кататься", - говорит Ольга.
"На большие расстояния по Москве ездить неудобно, воздух сильно загазован, пыли много, - делится впечатлениями один из организаторов московского клуба велосипедистов "Велораша.ру" Антон Еремин. - А явишься на службу грязным, кому понравится?" Вот и остаются любителям велосипедов парки или пригород. Некоторые в выходной день проезжают километров по сто: выедут утром из Москвы, а к вечеру уже за Коломной.
Например, разработчиком одной из велокарт, пересекающей столицу с востока (от станции метро "Первомайская") на запад (до Воробьевых гор), стал художник-графист Антон Подольский, в миру просто Мейк. Он создал карту с указанием объектов искусства, велопарковок, веломагазинов и мест аренды велосипедов. Большинство маршрутов проходит по небольшим переулкам, широким пешеходным дорогам и мостам, а также по набережным и паркам.
"К разработке карты я подходил не только как велосипедист, но и как художник, поэтому на ней есть графические обозначения музеев, галерей и скульптур", - пояснил он "РГ".
Другой экспериментатор и собиратель велодревностей Андрей Митяев с товарищами отправляется на тематические маршруты. Например, по местам жизни героев произведений Михаила Булгакова, прокладывая путь по Бульварному и Садовому кольцам. Или по "фонтанной" карте города. "Заранее прокладывается маршрут с учетом осмотра наибольшего количества достопримечательностей, в среднем длина маршрута составляет 15-20 км, а по времени - когда как. В среднем велоэкскурсия занимает часа четыре, но большая часть времени уходит на осмотр памятных мест", - поясняет Митяев.
Сложности возникают с ездой вдоль дорог. Как рассказал "РГ" сотрудник управления по связям с общественностью ГИБДД Москвы Максим Галушко, сейчас возле магистралей нет дорожек для велосипедистов, обочина занята припаркованными машинами, а культура вождения автомобилистов столь низка, что порой и джипа не видят, не то что тоненькую фигурку велосипедиста. Так что это просто опасно. Более того, на МКАДе и Третьем транспортном кольце перемещаться на велосипеде запрещено.
Другое дело - парк
Городские власти пошли навстречу велосипедистам, организовав для них в парках больше 20 велодорожек со спецпокрытием, освещением, пунктами проката и прочим благоустройством.
Первая такая дорожка в 2,5 км появилась на набережной Лужников.
Затем целую сеть дорожек (с прокатом велосипедов) проложили в природном заказнике "Воробьевы горы". Здесь маршрут длиннее и интереснее - трасса идет вдоль набережной, поднимается по экотропам к Нескучному саду и, петляя, спускается обратно.
В Кузьминском лесопарке дорожка сделана по периметру Шибаевского пруда с ответвлением, захватывающим Карасевый пруд.
По соседству кататься можно и в лесопарке Кусково: вдоль Рассветной аллеи, подальше от автомобильного движения.
Открыты маршрут в 15 км в парке "Измайлово", еще 4,2 км - в ландшафтном заповеднике "Теплый стан", 5,5 км - в Тушинском парке и по 3 км - в Покровском-Стрешнево и Химкинском лесопарке.
Последними "велосипедистов" встретили Царицыно и Бирюлевский парк.
В Зеленоградском округе велотрасса идет вдоль берега озера Черное и напоминает треугольник.
После 16-го года
В программе развития транспортной системы столицы на 2012-2016 годы власти наконец-то не забыли и про велосипедистов. За 5 лет для них планируется оборудовать еще 150 км велодорожек и велополос, в основном по широким тротуарам и набережным Москвы-реки и Яузы, то есть по диагонали города. Так что будет где разогнаться.
Предполагается, что полосы выделят разметкой, а в окрестностях автотрасс - низкими бордюрами. Кроме того, для двухколесного транспорта оборудуют порядка 10 тысяч парковочных мест. А еще сеть велопарковок около транспортно-пересадочных узлов на вылетных магистралях, у железнодорожных станций и метро.
Одна из первых велодорог должна соединить инновационный центр в Сколково (за МКАДом) с МГУ им. Ломоносова. Такой проект предложили студенты, молодые преподаватели и велотранспортный союз. Длина трассы, если она пройдет вдоль набережной Сетуни, составит 16 км.
Пока же для велосипедистов в Москве оборудовано 90 парковок и всего 17 км велодорожек. 60% москвичей хотели бы ездить по городу на велосипеде, но только если условия для велосипедистов усовершенствуют.
Кстати
Столичные власти всерьез рассматривают велосипед как возможное средство борьбы с пробками на дорогах и средство передвижения от места жительства к месту работы. В мэрии даже подумывают, не заказать ли чиновникам велотренажеры. Не означает ли это, что там тоже хотят освоить велосипеды?