01.09.2011 23:40
    Поделиться

    В 2011 году российские энергетические компании увеличили расходы на НИОКР в 11 раз

    В целях предотвращения еще одного бензинового кризиса нефтегазовые компании России увеличат инвестиции в свое развитие. "В ближайшие несколько лет российские нефтегазовые компании планируют направить на свое развитие 8,5 трлн рублей, из них на современное оборудование - 3,2 трлн рублей, - заявил министр энергетики России Сергей Шматко. - В этом году российские энергетические компании увеличили затраты на НИОКР в 11 раз, а предприятия ТЭК в 2011-2012 годах направят на эти цели в пять раз больше, чем за предыдущие три года".

    Кроме того, по словам Шматко, стоимость бензина на российском рынке не будет расти, если мировые цены на нефть не подскочат выше 120 долларов за баррель.

    "Я уверен, что меры, принятые в апреле, обеспечивают достаточные стимулы, чтобы не снижать поставки бензина и удерживать цены с учетом экономической ситуации и дальнейшей конъюнктуры рынка, - подчеркнул министр. - Однако остаются и нерешенные проблемы. Так, у нас есть слабые места в сетях независимых операторов автозаправочных станций. Минэнерго находится с ними в плотном контакте и вместе с Федеральной антимонопольной службой тщательно мониторит их деятельность, чтобы избежать монопольных злоупотреблений. Это слабость оптовой торговли, когда своевременно не было обеспечена поставка должного количества ГСМ в регионы. Не будем забывать, что более половины всех заправок в стране - независимые операторы. И сегодня минэнерго рассматривает вопрос повышения ответственности крупных компаний по поставкам топлива в независимые сети АЗС. Механизм таких поставок должен быть более прозрачным. Будем контролировать".

    Напомним, перебои с поставками топлива во многих российских регионах начались в конце апреля этого года. Только в мае бензин, по данным Росстата, подскочил более чем на 5%, а в некоторых регионах за литр горючки просили и вовсе больше 50 рублей.

    Первыми на нехватку бензина пожаловались автомобилисты Алтая. В Барнауле одна за другой начали закрываться АЗС. Те, что остались на рынке, сбывали топливо небольшими объемами или по заоблачным тарифам - цены подскочили на 5 рублей. По данным управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Алтайскому краю, компании "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и "Газпромнефть-Алтай" нарушили антимонопольное законодательство. Между участниками рынка обнаружен сговор, который, по данным ФАС, привел к "ограничению розничных продаж товара, пользующегося спросом (бензина)". С каждым днем топливный кризис приобретал все более глобальные масштабы. Перебои с бензином перекинулись на Красноярский край, в Новосибирске цены на топливо выросли на рубль. Небольшой дефицит топлива наблюдался в Москве и Подмосковье. Руководство топливно-заправочных предприятий выступило с заявлением о том, что запасов бензина хватит буквально на 2-3 дня.

    "Наиболее неблагоприятная ситуация складывалась в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае, - рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Правда, сами торговцы топливом особой беды в дефиците не видели. "Скорая помощь", полиция и другие неотложные службы обеспечиваются горючим в штатном режиме, а автомобилистов-частников еще и обвинили в ажиотаже: дескать, прослышав о дефиците, автомобилисты начали закупаться бензином впрок".

    По словам Шматко, причина дефицита бензина в стране была банальной: вышло так, что нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее поставлять бензин за границу, а не на внутренний рынок. В марте - апреле 2011 года цены на бензин в Европе выросли на 25%, а за тот же период розничные цены в России со всеми надбавками увеличились лишь на 4%. Дисбаланс правительству пришлось спешно исправлять за счет увеличения экспортной пошлины.

    "На российском рынке власти сдерживают цены на топливо, а на мировом только за последние пару месяцев они поднялись на 100-200 долларов за тонну, до 3,6 тысячи долларов, - отмечает старший аналитик компании "ОМТ-Консалт" Михаил Мулгачев. - На самом деле, сейчас сложилась уникальная ситуация: впервые за историю России: торговать бензином за границей стало выгоднее, чем в самой России. Крупные нефтяные компании воспользовались моментом - погнали бензин зарубежным покупателям".

    Участники нефтяного рынка заявили, что не сокращали поставки бензина на российский рынок, а экспорт, наоборот, сократили. И обвиняют в создании дефицита независимые автозаправочные сети АЗС. По их данным, в последнее время НПЗ увеличили продажи бензина на электронных биржевых торгах с 15 до 30% от общего объема продаж. Однако часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировались или не оформили документы для участия в торгах.

    Кроме того, по словам нефтяников, была еще одна причина - технологическая. С 1 января Россия перешла на новый стандарт качества бензина ("Евро-3"), а нефтеперерабатывающие заводы перестроиться не успели.

    "Техническая и технологическая отсталость отечественных НПЗ стали одной из причин топливного кризиса весной этого года, - заявил Сергей Шматко. - С 1 января вступил в действие техрегламент, которым введен запрет на использование топлива второго класса. Многие нефтяники оказались не готовы к переходу на экологически чистый бензин стандарта Евро-3. Это привело к тому, что отдельные регионы столкнулись с дефицитом топлива. Компания "Роснефть" сегодня, к примеру, закупает бензин у своих коллег. Сейчас правительство обсуждает возможность переноса срока ввода техрегламента, чтобы снова разрешить использовать стандарт Евро-2".

    "По моему мнению, у России нет особых причин ускоренного перехода на высокие европейские стандарты. Ведь бензин "Евро-3" и тем более "Евро-4" заметно дороже, - говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Предлагаемое повышение акциза на низкокачественное топливо - это фактически экологический налог. Вопрос в том, насколько нефтяники смогут переложить рост налогов на розничных покупателей. Надеюсь, к росту цен на заправках это не приведет. Дело в том, что затраты на модернизацию компании перекладываются на будущее, увеличив доход от выпуска топлива "Евро-2". Зато доходы бюджета однозначно вырастут. Возможно, доминирующей задачей выступает наполнение бюджета и только во вторую очередь - обновление производства".

    Глава минэнерго напомнил, что правительство уже приняло меры, смысл которых не только в том, чтобы ликвидировать нынешний дефицит топлива, но и создать экономический стимул для роста мощностей по глубокой нефтепереработке. В первую очередь имеется в виду резкое повышение с 1 мая вывозных пошлин на бензин. По словам замминистра энергетики Сергея Кудряшова, поставки топлива на внутренний рынок за май выросли на 26%.

    "Чтобы ситуация с дефицитом бензина больше не повторилась, мы уже сейчас обсуждаем также вопросы повышения доли биржевой торговли и ответственности вертикально интегрированных компаний за снабжение достаточным количеством топлива потребителя, - добавил Сергей Кудряшов. - Вне зависимости от принадлежности заправок в регионах. Понятно, что наш рынок все еще сильно зависит от цен на нефть. И увеличение стоимости барреля грозит ростом цен на ГСМ в России. Тем не менее мы уверены, что резкий скачок вряд ли произойдет в ближайшей перспективе, поскольку нефть будет стоить 110-120 долларов. Это стабильный диапазон".

    Мнения

    Точки зрения экспертов рынка разнятся. Так, аналитик независимого аналитического агентства Инвесткафе Григорий Бирг считает, что роста цен на бензин не избежать и он может составить более 10 процентов. А эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев уверен: в перспективе нас ждет дефицит бензина, если нефтеперерабатывающие заводы не будут реконструированы. По его данным, сейчас в России производят 36 миллионов тонн бензиновых фракций, а могли бы - 70 миллионов тонн. "Вот к этому и надо стремиться, - говорит Танкаев. - Тогда любые проблемы с автотопливом были бы решены и цены не росли бы так быстро"

    Поделиться