Институт социально-экономических и политических исследований продолжает работу по формированию Народной программы Общероссийского народного фронта. В беседе с "РГ" глава института Николай Федоров рассказал, что программный документ будет принят на съезде "Единой России" в конце сентября. Он включит в себя актуальные предложения по решению злободневных проблем, которые волнуют сегодня всех граждан России.
"На сегодняшний день мы обработали около 15 тысяч предложений, которые уже в систематизированном виде поступили к нам от членов координационных советов ОНФ и региональных организаций "Единой России", - подчеркнул Федоров. - Собраны не только их мнения и предложения, но и требования самых разных категорий граждан - бизнесменов, пенсионеров, женщин, студентов, рабочих, защитников Отечества и ветеранов - в общем, более миллиона человек. Среди названных ими самых актуальных проблем - и дефицит мест в детских садах, и качество дорог, тротуаров, дворов, и состояние ЖКХ, безработица, здравоохранение, образование". По его словам, вряд ли другая партия смогла наладить столь широкий и интенсивный контакт с таким большим числом жителей России в течение лета.
Глава института отметил, что лично объездил десятки регионов, чтобы напрямую пообщаться с людьми. "Когда встречался с ними, не только ощущал их боль, видел слезы, но и чувствовал надежду. Реальные проблемы живых людей, их переживания, мечты о новой жизни - все это наложило отсвет на 15 тысяч полученных нами предложений, придало новое качество программе "Единой России" и ОНФ", - уверен Федоров.
В настоящее время идут интенсивный анализ и редактирование материалов, чтобы 23 - 24 сентября предвыборный съезд "Единой России" утвердил Народную программу ОНФ. "Но своевременно до начала его работы проект будет направлен в регионы, чтобы на местах организации Единой России и ОНФ, а также делегаты обсудили, внесли свои предложения. Затем обсужденный документ будет рассмотрен на съезде, который и примет свое решение", - рассказал собеседник "РГ".
Несмотря на то что до съезда остается почти месяц, уже сейчас можно говорить о насущных проблемах, которые лягут в основу Народной программы. Больше всего людей волнует то, что затрагивает их жизнь чуть ли не ежедневно. Это, в частности, и рост тарифов на услуги ЖКХ, и борьба с пьянством. "Наведение порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства - безусловно, одна из ключевых задач, - считает Николай Федоров. - Наши эксперты предлагают установить социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в рамках которой оплата услуг ЖКХ будет "заморожена" на уровне инфляции. Иногда случаются неприятные сюрпризы, когда люди получают платежки с разными суммами от разных компаний и не понимают, кому и за что надо платить. Поэтому целесообразно создать единые расчетные центры под жестким контролем потребителей услуг, то есть самого населения. В этом смысле мы должны давать импульсы муниципалитетам и главам регионов, чтобы они занимались созданием объединений потребителей жилищно-коммунальных услуг как общественных контролеров. И государство должно гарантировать быстрый и справедливый для граждан порядок не только перерасчета, но и материальной компенсации за то, что люди, например, недополучают тепло, горячую воду и т.д., а счета приходят такие, будто им предоставляются качественные услуги. Российский законодатель должен сделать так, чтобы потребители легко, без траты нервов и времени, возвращали свои деньги с необходимой компенсацией инфляционных потерь и моральных стрессов. Нужно максимально упростить административные и судебные процедуры рассмотрения этих коллизий".
Другая социальная проблема, которая сотрясает Россию уже не один век - алкоголизм, - также подробно отражена в Народной программе. Николай Федоров считает, что жесткие меры со стороны федерального центра в борьбе с недугом необходимы, но не столь эффективны. Нужно, чтобы подключились регионы, муниципалитеты, объединения, коллективы. "Мы считаем целесообразным принятие Госдумой закона, разрешающего повысить возраст, с которого можно продавать и покупать алкогольную продукцию и табачные изделия, с 18 лет до 21 года, - объяснил Федоров. - А дальше этим правом могут воспользоваться регионы. Захотят - повысят. Не захотят - не повысят. Пусть на действия региональных властей посмотрят жители и сами их оценят. Но в любом случае практическая польза в том, что свобода выбора должна инициировать широкое обсуждение в обществе. Потому что сама по себе такая дискуссия - это вовлечение институтов гражданского общества в принятие важного государственного решения, пример появления и демократии, и цивилизованности в политике".
От борьбы с социальными недугами - к сбережению здоровья нации. Одно из предложений Народной программы касается всеобщей бесплатной диспансеризации населения. Учитывая то, что субъекты Российской Федерации далеко не в полной мере оснащены необходимым медицинским оборудованием, Николай Федоров обращает внимание и на проблемы, с которыми придется столкнуться. "Проект действительно сложный и дорогой, - признал он. - Но, с другой стороны, что может быть дороже жизни граждан России? Это не демагогия, а правильное определение приоритетов государственной политики. Конечно, можно сказать, что не все регионы готовы, поэтому давайте пока отложим вопросы диспансеризации. Но сколько уже можно уходить от темы? В конечном счете не только легче, но и дешевле предупредить болезнь, выявить патологию на более ранних стадиях, чем потом долго и дорого лечить пациента. Наверняка мы получим резкое повышение статистики заболеваний, но это заставит государство актуализировать в повестке дня состояние здоровья населения и, надеемся, принять дополнительные меры по его поддержке".
В Народной программе речь идет о решении не только социальных, но и политических проблем. Одна из самых существенных - вопросы развития местного самоуправления. "Сила России - в ее регионах", - убежденно говорит руководитель института Николай Федоров и утверждает, что предложения, отраженные в документе ОНФ, находятся в русле политики Дмитрия Медведева по децентрализации власти. "Необходимо предоставить субъектам Федерации, органам местного самоуправления больше полномочий и больше финансовых ресурсов для их осуществления, - считает Федоров. - Но не в виде дотаций из Москвы, а за счет укрепления налоговой базы в регионах. То есть не столько забирать налоги в столицу, сколько оставлять их на местах. Пусть сами больше зарабатывают и сами под контролем депутатов и общественности эффективно расходуют. Это более прозрачно и результативно, чем "гонять" деньги сначала в Москву, затем обратно, поскольку они в России всегда имеют склонность к "утруске и усушке".
В целом же стоит отметить, что институту приходится анализировать самые разные предложения, в том числе совершенно невероятные. "Начинаешь считать, во сколько обойдется тот или иной оригинальный проект, и получаешь триллионы рублей, которых пока нет ни в бюджете, ни даже на горизонте не видно, - рассказал Федоров. - Но для того, чтобы они появились, мы предлагаем достаточно смелые эксперименты, например, по освобождению от всех налогов на три года, кроме страховых взносов, представителей малого бизнеса в сфере производства, инноваций, бытовых и социальных услуг. В споре с минфином доказываем, что, снижая налоги для новых производств, мы способствуем экономическому росту и расширению налогооблагаемой базы. Это позволит обеспечивать и повышение заработной платы, и высокий уровень социальной поддержки населения".