Стартовавший вчера учебный год вузы минобороны встретили с новыми образовательными стандартами.
В прежнем списке их было чуть более сотни. Теперь осталось всего десять. Изменение в подготовке будущих офицеров в оборонном ведомстве объясняют новым обликом Вооруженных сил. Вместо лейтенанта, вызубрившего уставы-наставления и научившегося тянуть носок на строевом плацу, там предпочитают видеть офицера-интеллектуала. Человека, одинаково хорошо разбирающегося в современной электронике и автомате Калашникова, психологии коллектива и тактике общевойскового боя.
Но вот беда - пока эти намерения не очень вяжутся с кадровыми возможностями минобороны. Армию продолжают сокращать, а вместе с ней и прием в военные вузы. По официальным данным, вчера за парту сели лишь около двух тысяч курсантов-первокурсников.
Причем более трети из них набрали для последующей службы в МВД, погранорганах ФСБ, МЧС и других силовых структурах России. Что же касается самой армии, ее потребность в лейтенантах ограничилась 1160 новобранцами.
Военные называют такую меру временной и вынужденной. Еще в середине лета руководитель департамента образования минобороны Екатерина Приезжева говорила о причинах, по которым для тысяч мальчишек и девчонок были закрыты двери военно-учебных заведений. По словам чиновницы, в советские времена 166 армейских и флотских вузов ежегодно выпускали 60 тысяч лейтенантов. Сегодня потребность в них сократилась в семь раз. При этом число ведомственных учебных заведений уменьшилось лишь в три с половиной раза.
Этот дисбаланс заставил руководителей оборонного ведомства пойти на непопулярные шаги - ликвидировать часть вузов и жестко ограничить прием в оставшиеся. Накануне 1 сентября один из чиновников признался журналистам: "Департамент образования минобороны занят сейчас не столько подготовкой военно-учебных заведений к новому учебному году, сколько проблемами, связанными с массовым сокращением и ликвидацией военных училищ и институтов, их переводом на новые места дислокации. До конца 2013 года будет сокращено еще более 20 ведомственных вузов".
В разговоре с корреспондентом "РГ" начальник Главного управления кадров минобороны Виктор Горемыкин упомянул о 1,6 тысячи лейтенантов, которым по выпуску не нашлось офицерских должностей. Сейчас они стоят на сержантских "клетках". Чтобы такая практика не превратилась в константу, прием первокурсников в большинстве военных вузов прекратили. Исключение сделали лишь для узкого круга особенно необходимых Вооруженным силам специалистов.
Надо иметь в виду, что потребность в офицерах определяется еще при кадровом планировании. Тогда же на несколько лет вперед подсчитывается их возможный некомплект. В результате кадровые органы Вооруженных сил точно знают, сколько и по каким воинским специальностям нужно готовить офицеров. Такой анализ и расчет необходимы, чтобы все лейтенанты по выпуску заняли свои места в строю.
Еще два года назад проведенные в Генштабе расчеты подсказали, что в 2010 и 2011 годах нужно отказаться от приема в вузы минобороны. Что и было сделано. За единственным исключением - в нынешнем году двери перед абитуриентами открыл филиал Военно-медицинской академии, Военный институт физической культуры.
Понятно, что "запретительная" практика не прибавила настроения ребятам, мечтающим о погонах. Но, как утверждают в минобороны, она позволит решить проблему с распределением избыточного количества лейтенантов в 2014 - 2016 годах.