Новости

05.09.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Инновации под подозрением

Почему успешная реализация проекта "Электронное правительство" привела к необоснованным обвинениям

Как показывает богатый опыт, нет в России ни одного объективно благого дела, вокруг которого по "субъективным причинам" не разгорелся бы более или менее громкий скандал. Правило еще раз подтвердилось в прошлый вторник, когда Генеральная прокуратура РФ на своем сайте опубликовала итоги проверки исполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" (2002-2010) и поспешила объявить, что часть средств федерального бюджета, направленных на ее реализацию, была похищена.

В интернет-сообществе немедленно появилось множество версий того, кто и как мог "украсть казенные деньги" и как с этим бороться. На фоне громких споров почти не были услышаны голоса тех, кто предостерегал от поспешных выводов. По мнению людей, знающих, как работает система финансирования любой ФЦП, аналогичные претензии могут быть предъявлены всем без исключения исполнителям государственных контрактов.

История этого вопроса достаточно давняя. ФЦП "Электронная Россия" ведет свою историю с 2002 года, проект был начат "командой" тогдашнего министра связи. На то, чтобы в кратчайшие сроки провести "информатизацию государства", создать "электронное правительство" и "оцифровать" госуслуги, планировалось затратить более 77 миллиардов рублей. Однако спустя 7 лет, несмотря на огромные затраты и множество исполнителей, заметных результатов получить так и не удалось. Кстати, почему-то до сих пор проверки исполнения ФЦП за этот период не проводилось...

В 2009 году правительство определило в качестве единого подрядчика мероприятий программы по созданию инфраструктуры "электронного правительства" национальную телекоммуникационную компанию "Ростелеком". Именно ему и предстояло за полтора года, используя остатки средств, выделенных в рамках ФЦП, наконец, превратить "электронное правительство" из фантома в реальность.

Понимая, что имеющихся средств на это не хватит, "Ростелеком" инвестировал в развитие проекта 1,5 млрд рублей собственных средств. Перевод проекта в форму государственно-частного партнерства не только позволил найти дополнительные средства, но и существенно повысил эффективность реализации программы.

Результат оправдал ожидания. Уже в конце 2009 года был запущен единый портал государственных услуг, который сегодня позволяет гражданам через Интернет воспользоваться услугами не только федерального, но и регионального и даже муниципального уровня. Запущена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), началась выдача гражданам электронных цифровых подписей.

С момента открытия портала госуслуг на нем было зафиксировано более 100 млн обращений. На сегодня зарегистрированными пользователями портала являются почти миллион человек, на нем предоставляется около ста государственных услуг. "Электронное правительство" Российской Федерации доказало, что оно не просто "существует", но и работает. Более того, "Ростелеком" предложил модель создания региональных и муниципальных элементов "электронного правительства", которая позволяет сэкономить десятки миллиардов бюджетных средств.

Однако выводы Генеральной прокуратуры, проверявшей выполнение программы за этот период, были иными. Участникам проекта предъявили претензии в хищении бюджетных средств путем завышения стоимости программно-технических средств, приобретенных в рамках госконтрактов, связанных с реализацией ФЦП "Электронная Россия". Если дословно цитировать прокурорское заявление, то "путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн руб. была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи России через ОАО "Ростелеком" в рамках государственного контракта. За приобретенное оборудование государство заплатило 653 млн руб. при его фактической стоимости 383 млн руб.".

В ответ "Ростелеком" уже на следующий день распространил заявление, в котором не согласился с оценкой, данной Генеральной прокуратурой РФ по результатам проведенной проверки. Как отмечается в сообщении "Ростелекома", исполнение упомянутых Генпрокуратурой госконтрактов неоднократно проверялось различными контролирующими органами, которые не обнаружили никаких существенных нарушений.

В компании также отметили, что в ходе проводившейся проверки представители "Ростелекома" дали по всем фактам необходимые разъяснения и предоставили документы, подтверждающие строгое исполнение всех установленных правил и процедур заключения и исполнения госконтрактов. Компания готова делать это и в дальнейшем в рамках любых проверок.

В пресс-службе оператора также подчеркнули, что "Ростелеком" осуществляет все необходимые закупки в полном соответствии с законодательством РФ и установленными в компании регламентами с использованием тендеров, что позволяет обеспечить прозрачность закупок и снизить закупочную цену. Участниками тендеров "Ростелекома" являются крупнейшие российские компании, которые являются сертифицированными дистрибьюторами и партнерами крупнейших мировых производителей. Компания не прибегает к услугам фирм-посредников, а закупает оборудование только у официальных поставщиков и партнеров.

По сути, Генпрокуратура объявила незаконной существующую не только в России, но и во всем мире систему поставок высокотехнологичной продукции через региональных дистрибьюторов и партнеров. И это факт достаточно тревожный: такое решение может в принципе поставить под угрозу поставку такой продукции в нашу страну.

"Ростелеком" в ответ на претензии разъясняет, что все необходимые закупки производятся в полном соответствии с законодательством РФ и установленными в компании регламентами с использованием тендеров, что позволяет обеспечить прозрачность закупок и снизить закупочную цену. А сами эти тендерные процедуры полностью соответствуют мировой практике по закупке высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения.

Цены, которые были использованы при заключении госконтрактов, определялись в соответствии с установленной законом процедурой на основании технико-экономического обоснования. На всех этапах работа согласовывалась с министерством связи и массовых коммуникаций, министерством экономического развития и министерством финансов. Проводились также проверки с использованием независимой экспертизы.

Все средства, полученные в рамках реализации упомянутых контрактов, были потрачены целевым образом в строгом соответствии с их условиями. Все указанные в технических заданиях работы выполнены, все построенные системы введены в эксплуатацию, сертифицированы и функционируют также полностью в соответствии с условиями контрактов.

В ходе проводившейся проверки "Ростелеком" дал по всем фактам, упомянутым в сообщении Генпрокуратуры, необходимые разъяснения и предоставил документы, подтверждающие строгое исполнение всех установленных правил и процедур заключения и исполнения госконтрактов. Несмотря на это, компания продемонстрировала готовность снова предоставить все необходимые пояснения правоохранительным органам. Хоть в электронном виде, хоть в бумажном - лишь бы снять все возникшие претензии и недопонимание.

Правда, ничто не проходит бесследно. Принцип "инициатива наказуема" в России актуален как никогда. Сейчас многие наблюдают со стороны за тем, чем кончится история с прокурорскими проверками и оправданиями "Ростелекома": его пример - другим наука. Тем более что два самых беспроигрышных способа избежать ошибок - это либо учиться на опыте других, либо попросту ничего не делать. К сожалению, опыт все чаще подталкивает многих в России именно ко второму пути. Так стране не лучше - зато всем спокойнее, не так ли?

Экономика Отрасли Связь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники