На фоне реальных угроз очередного витка глобального кризиса и снижения цен на энергоресурсы важнейшей задачей для экономики Азербайджана является ускорение развития различных секторов экономики, не привязанных к добыче и экспорту углеводородов.
Азербайджанское правительство еще на самом раннем этапе реализации нефтяных контрактов в конце 1990-х осознавало все опасности так называемой "голландской болезни" и предпринимало различные усилия для реализации альтернативных сценариев роста. Сегодня многие из наработок эпохи Гейдара Алиева реализованы на практике. Следствием тому такой показатель - темп роста внутреннего товарооборота в стране в прошлом году почти в два раза превысил темп роста реального объема ВВП. Если же рассматривать отдельно динамику развития ненефтяного сектора, то и здесь она заметно (7,9%) превысила прошлогодний пятипроцентный рост внутреннего валового продукта страны.
Что мы видим в этом году? Наибольший рост наблюдается в сфере производства драгоценных металлов, продуктов питания, химической продукции, электроэнергии, электрооборудования и пр. В ряде отраслей, например, в секторе пошива одежды, производства обуви и кожевенных изделий, химической промышленности, в деревообработке и производстве бумаги и картона, и вовсе удалось достичь небывалого подъема от 18% до 45%.
Поддерживаемая правительством диверсификация ненефтяного сектора стимулировала рост производства в ряде отраслей, наиболее пострадавших от глобального экономического кризиса. Остановимся на металлургии. Удалось несколько оживить металлургическую промышленность - с начала 2009 года она переживает серьезные трудности из-за падения спроса и цен на стальной прокат и цветные металлы на мировых рынках, а также сокращение объемов строительных работ в самом Азербайджане. За минувшие два с половиной года отрасль сумела приспособиться к новым реалиям, преодолеть спад и даже инвестировать в дальнейшее развитие производственных мощностей. Так, сталелитейное предприятие Baku Steel Company (BSC) не только ощутимо увеличило объемы выпуска строительной арматуры, но и ввело в эксплуатацию новый металлообрабатывающий завод ООО Steel Structures для производства широкой номенклатуры продукции.
Открытие нового металлообрабатывающего завода является наглядным свидетельством преодоления кризисных явлений в азербайджанской металлургии. Улучшение статистики в этом секторе связано не только с увеличением рыночных цен на металлопрокат, реально увеличились объемы производства металлургической продукции (на 68,7%).
Постепенно возрождается и сфера цветной металлургии, речь, в частности, идет о возобновлении производства на остановленном в апреле 2009 года ПО Gil-torpaq. В декабре прошлого года азербайджанская компания Det.AL Azeraluminium подписала меморандум о совместных действиях по возобновлению производства глинозема в Гяндже с ГУП "Талко" (бывший Таджикский алюминиевый завод). Другое соглашение с крупнейшим в Азии трейдером с годовым оборотом $70 млрд - гонконгской компанией Noble Resources Ltd. Переработанный в Гяндже глинозем будет направляться в Таджикистан, в свою очередь, из этой центральноазиатской республики будет поставляться разнообразное сырье для строящегося неподалеку от Гянджи предприятия по производству алюминия.
Возрождающийся после кризиса 2008 года металлургический комплекс - далеко не единственное направление динамично развивающегося ненефтяного сектора экономики. В частности, в стране реализуются крупные промышленные проекты, в том числе возводятся судостроительный, три цементных завода, новый морской международный порт и новый терминал в международном аэропорту "Гейдара Алиева", реконструируется железнодорожное хозяйство, создаются новые вагоноремонтные предприятия. Только в 2010 году в стране в эксплуатацию были введены около 60 промышленных объектов, а в настоящее время на разной стадии строительства находится еще 80 промпредприятий. Значительная их часть будет расположена в Гарадагском районе столицы, в Гяндже и Сумгайыте, где будут созданы три промышленные зоны.
Поговорим о структуре и темпах развития информационно-коммуникационных технологий. За последние шесть лет сектор вырос в пять раз, в среднем ежегодный прирост составлял 30-32%. Пиковые показатели пришлись на докризисный 2008 год, когда были достигнуты рекордные темпы развития - 37,21%, более чем в три раза превысившие среднемировой уровень. Даже кризисную полосу 2009 года азербайджанский ИКТ-сектор проскочил без ощутимых потерь, завершив его с 10-процентным ростом. А по итогам первой половины текущего года телекоммуникационная сфера и почтовая служба обеспечили в совокупности производство продукции и услуг на сумму порядка 592 млн манатов (почти 16-процентный рост относительно прошлогодних показателей). В немалой степени столь впечатляющей динамике способствовали значительная емкость внутреннего компьютерного рынка и государственная поддержка ряда проектов по внедрению элементов e-government и компьютеризации государственных структур, а также увеличение числа пользователей в частном и гражданском секторах. Результаты первого полугодия дают основу для оптимистичных прогнозов, мы надеемся, что по итогам года будет достигнут рост в 30%. Со временем индустрия ИКТ будет играть лидирующую роль в повышении доли сферы услуг в структуре ВВП Азербайджана.
Национальные IT-компании не только успешно вовлечены в национальные проекты, но также экспортируют свою продукцию на рынки Южного Кавказа, Центральной Азии и других государств постсоветского пространства. Однако, по мнению большинства международных экспертов, в обозримой перспективе Азербайджан вряд ли сможет конкурировать с государствами Индокитая и Юго-Восточной Азии в сфере сборки компьютеров и другого "железа". Напротив, наиболее перспективными и прибыльными экспортными направлениями для отечественного IT-сектора видятся разработка программных решений, а также интеграция сетевой инфраструктуры.
В заключение несколько слов об общей структуре диверсификации: без малого четыре пятых совокупного объема производства промышленной продукции ненефтяного сектора приходится на долю частного сектора. То есть развитие промышленности, аграрного сектора и сферы услуг обеспечивается именно за счет активности предпринимателей, в общем и целом не связанных с энергетическим сектором. Более того, наблюдаемый с начала текущего года рост производства в частном ненефтяном секторе, происходил на фоне 3,8% снижения производства в нефтегазовой отрасли, что во многом связано с изменением текущих графиков у работающих по PSA-контрактам зарубежных нефтяных компаний.
В данном контексте напрашивается однозначный вывод - преимущественно частный ненефтяной сектор экономики страны вполне самодостаточен и способен наращивать темпы роста вне зависимости от объемов добычи и экспорта сырья и мировой конъюнктуры на энергоносители. Это достижение подчеркивает качество стратегического экономического планирования азербайджанского руководства.