2011 год в социально-экономической жизни Азербайджана ознаменован началом реализации трех госпрограмм стратегической важности: "Азербайджанская молодежь в 2011-2015 годах", "Социально-экономическое развитие Баку и бакинских поселков в 2011-2013 годах", "По сокращению бедности и устойчивому развитию на 2011-2015 годы".
Имея свои особенности, эти программы по существу преследуют главную цель - повышение качества жизни и поощрение роста инвестиций в человеческий капитал. Речь идет о комплексном стратегическом плане дальнейшей модернизации социально-экономической жизни Азербайджана, равнозначном программам, осуществленным в начале и середине 2000-х. Напомним, что в октябре 2003 года тогда еще кандидат в президенты Ильхам Алиев шел на выборы с программой социально-экономической модернизации регионов страны, реализация которой позволила не только поднять отсталые аграрные окраины, вдохнуть в них современную жизнь, но и поддержать общий рост ВВП страны на рекордно высоком уровне - свыше 25-30% в год и выше на протяжении нескольких лет. Само по себе это было редкое достижение для мировой экономической практики (по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, с 2000-го по 2007 год Азербайджану удалось увеличить объем ВВП в 3,17 раза; России за тот же период - в 1,5 раза, Казахстану - в 2 раза). С тех пор Азербайджан прочно занял место в лидерах мировых рейтингов, оценивающих качество и уровень социально-экономического развития (согласно рейтинговому "Отчету Глобальной Конкуренции" Всемирного экономического форума за 2006-2007 гг. Азербайджан занял 64-е место в мире и 3-е место в СНГ). Таким образом, из разряда сенсации "азербайджанский прорыв" перерос в общепризнанный пример успеха технократических реформ, реализованных в тех странах, где правящая элита успешно реализует свою историческую ответственность за будущее страны.
В чем содержание нового этапа модернизации, какие он приносит выгоды и несет риски? Указанные три госпрограммы комплексно регулируют механизмы по обеспечению роста несырьевого и частного сектора экономики; стимулируют повышение занятости, развитие человеческого капитала в сфере медицины и образования; совершенствуют механизмы повышения гражданской активности путем включения общественных организаций в контроль и принятие решений исполнительной власти.
Первое десятилетие XXI века в Азербайджане прошло под знаком реформ всего комплекса социально-политической жизни. В целом эти годы ознаменованы масштабным рывком на пути экономической модернизации. При этом постепенно менялся вектор приложения сил. На рубеже 1990-2000-х стратегия правительства была сконцентрирована на развитии инфраструктуры добычи и экспорта нефтегазовых ресурсов; создании сети региональных экспортных трубопроводов; налаживании добычи и поиске рынков сбыта углеводородов; прокладке транспортных коридоров для транзита грузопотоков. С 2003 года, после получения первых существенных нефтяных доходов и, соответственно, роста резервного нефтяного фонда, силы и средства государства были направлены на развитие инфраструктуры страны. Началось масштабное строительство школ, модернизация дорог, увеличение энергетических мощностей городов и поселков, произошел резкий скачок в развитии информационных технологий и средств телекоммуникаций и т.д. А в последние годы мы стали свидетелями поворота к инвестициям в качество жизни и развитие человеческого капитала.
Естественно, такой ответ на общественный запрос к качеству жизни стал возможен, когда страна обрела прочный экономический фундамент. Первое полугодие 2011-го показало ожидаемый, уже ставший традиционным для Азербайджана рост несырьевого сектора - 7,2% (в сельском хозяйстве - 6,2%).
Еще два важнейших показателя прочности государственной системы - бюджет и резервы. По итогам первого полугодия 2011 года азербайджанский бюджет достиг $20 млрд, стратегические валютные резервы добрались до отметки $38 млрд (по этим показателям Азербайджан многие годы является признанным лидером среди государств Южного Кавказа). Наконец, главное, на что необходимо обратить внимание, - денежные доходы населения увеличились в 2011 году на 17%.
Еще сравнительно недавно отсталая аграрная периферия Азербайджана едва обеспечивала внутренние потребности страны, а сейчас на ее долю приходится почти половина ненефтяного экспорта страны. В Азербайджане действует порядка 180 крупных и средних предприятий по производству мясо-молочной, плодоовощной продукции, алкоголя, масла, чая и табака, около половины из которых наладили экспорт в страны СНГ, а четверть осваивает рынки дальнего зарубежья. В числе успешных экспортеров можно назвать компании Azersun Holding (масло, чай, консервы), Casрian Fish Co-Azerbaycan (морепродукты), завод "Кавказ" (плодоовощные и мясные консервы), Gilan-holding (разнообразные вина и бренди, соки), предприятия Bakfem, Elfem (орехи), а также немалое число винодельческих фирм. Но экспортный потенциал ненефтяного сектора Азербайджана совсем не ограничивается сельским хозяйством. В последнее время введено в строй или модернизировано немало промышленных предприятий, наладивших экспорт разнообразной продукции.
Важнейшим достижением социальной политики в 2010 году стало создание более 70 тысяч новых рабочих мест, в том числе 53 тысячи постоянных. Если же считать с февраля 2004 года, то есть с начала реализации программы регионального развития, то по сегодняшний день в Азербайджане создано более 900 тысяч новых рабочих мест. Это стало основным фактором ликвидации безработицы и ощутимого снижения уровня бедности, который за последние семь лет сократился с уровня выше сорока до порядка девяти процентов.
Азербайджан становится по-настоящему богатой страной, это уже не секрет. Об этом пишут последние годы на страницах мировой прессы. Но сегодня страна может ставить перед собой более амбициозные задачи. Наличие сырьевых ресурсов, финансовая и инфраструктурная мощь государства - все вместе создают условия для реализации потенциала граждан. В этом сущность определения "качество жизни". Гражданин должен чувствовать себя уверенно, защищенно, иметь возможность реализовать свои запросы, жизненные амбиции. Для этого необходим не просто рост экономики, нужны соответствующие условия социальной среды и качество госуправления.
В 2011 году произошло совпадение двух трендов: выход на сравнительно высокий уровень доходов государства словно локомотив потянул за собой рост активности граждан. Увеличение ресурсов государства и личного благосостояния граждан вызвал подъем запроса на новое качество жизни. Это важный показатель общественного самосознания, он прямо зависит от сбалансированности связей в системе власть - общество. Правительство ощутило эту точку бифуркации, способную дать энергию дальнейшим реформам. Поэтому на протяжении 2011 года мы наблюдаем различные инициативы Ильхама Алиева, сконцентрированные именно на этом направлении: борьба с коррупцией в сфере госуслуг (образование, медицина, полиция); исключительное внимание молодежному развитию (государственная программа "Азербайджанская молодежь в 2011-2015 годах"); выход на новый качественный уровень и детализация по отдельным районам программы регионального развития; исключительное внимание развитию городского конгломерата Баку - Апшерон (государственная программа социально-экономического развития Баку и пригородных поселков в 2011-2013 годах); отдельное внимание к развитию городской инфраструктуры, транспорта и туристического комплекса Баку в преддверии конкурса Евровидения, хозяином которого в 2012 году станет азербайджанская столица. На планах развития Баку стоит остановиться подробнее. В настоящее время в международном аэропорту "Гейдар Алиев" строится новый терминал. В течение предстоящих четырех лет число станций бакинского метро будет доведено до 30. В пригороде столицы, в поселке Алят, строится самый крупный и современный в бассейне Каспийского моря морской торговый порт и судостроительный завод. Одна из наших предстоящих вкладок будет всецело посвящена развитию Баку.
Вернемся к основной теме. Структурным стержнем нового этапа модернизации является Госпрограмма по сокращению бедности и устойчивому развитию на 2011-2015 годы. В рамках этой программы выделено пять приоритетных направлений реформ.
Первая, самая масштабная группа инициатив касается бюджетной и налоговой политики. Она предусматривает комплекс законодательных инициатив, повышающих качество бюджетного процесса. В частности, планируется увеличение общего объема сбора налогов и более гибкое регулирование таможенных тарифов по импорту. Таким образом, планируется усилить устойчивость национальной экономики и еще больше понизить зависимость от сырьевых секторов. Реформы будут направлены в пользу местных производителей товаров и услуг. Одновременно планируются меры по усилению прозрачности госрасходов. Предстоит совершенствование системы мониторинга, внедрение практики электронных закупок и открытых торгов на реализацию госзаказов. Планируется поддержка участия национальных компаний в госзакупках, проводимых за рубежом.
Для развития банковской системы Азербайджана в 2011-2015 годах планируется продолжить капитализацию банков, расширять банковскую сеть в регионах, совершенствовать механизмы ипотечного кредитования, развивать почтово-сберегательные системы и системы электронных и интернет-платежей.
До 2015 года планируется реализовать новый этап приватизации госпредприятий в сельском хозяйстве, химической промышленности, связи, машиностроении, ЖКХ. Намечено полноценно реализовать потенциал региональных инновационных зон.
Особое внимание будет уделяться развитию информационно-коммуникационной сферы. Рост доходов за последние 7 лет в азербайджанском секторе ИКТ составил 30-35%. Если отрасль сможет сохранить темп на уровне 25% в год, то уже в 2022 году доходы ИКТ могут быть равны доходам, поступающим от нефтяной сферы. В Азербайджане обеспечено полное покрытие мобильной связью, практически 100% интернет-доступ в регионах, порядка 40% сети установлено на базе формата будущего поколения (NGN).
В рамках второго направления плана действий предусматриваются обширные мероприятия по повышению уровня занятости. В частности, предполагается усовершенствование законодательной базы в сфере труда, трудовой миграции (2011-2012 годы), создание единой информационной базы в сфере миграции (до 2013 года), пересмотр минимального размера пособий по безработице, усовершенствование системы адресной социальной помощи (в настоящее время в Азербайджане программа адресной социальной помощи, охватывает 125 тысяч семей. За последние семь лет число людей, живущих в условиях бедности, сократилось в 5 раз). В 2012-2013 годы будут подготовлены предложения по формированию законодательной базы по негосударственным пенсионным фондам.
Третье направление подразумевает совершенствование системы образования, развитие здравоохранения и усиление его материально-технической базы. Отдельные средства будут выделены на программы улучшения экологической ситуации в окрестностях Баку, создание сети национальных парков, улучшение системы водоснабжения. Планируется до 2016 года полностью решить проблемы, связанные с водой и канализацией, а также перейти к бесперебойному обеспечению населения питьевой водой по всей территории страны.
Стоит остановиться и на молодежном аспекте реформ. В Азербайджане молодежь составляет большинство населения - 66%. Отсюда понятно, какое пристальное внимание руководство страны уделяет этой сфере. Уже доказала свою продуктивность оптимальная модель, в рамках которой происходит реформирование системы высшего профессионально-технического образования. Налажено сотрудничество между госпредприятиями, частным бизнесом и высшими школами. Кроме развития собственной высшей школы Азербайджан активно заимствует внешние образовательные ресурсы. В рамках "Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах" более двух тысяч азербайджанских студентов учатся в престижных вузах свыше 20 стран мира. До 2015 года предусмотрено направить на обучение за рубеж порядка пяти тысяч студентов. Вернувшись из-за рубежа, молодые азербайджанцы наверняка вдохнут новую энергию и импульс в модернизацию страны. Очередным шагом на пути интеграции молодежи в социально-политическую и экономическую жизнь страны стала госпрограмма "Азербайджанская молодежь в 2011-2015 годах". Она призвана сформировать новый кадровый резерв для госслужбы и бизнеса, пробудить социальную активность юношей и девушек, проживающих в аграрных регионах, - это лишь немногие направления, которые вобрала в себя новая программа.
В рамках четвертого направления в 2011-2013 годах планируется дальнейшее продолжение реформы госслужбы: создание централизованной электронной информационной системы для внедрения "электронного правительства"; усиление мероприятий по борьбе с коррупцией (2011-2015 годы), развитие муниципалитетов (2011-2015 годы). Начало 2011 года было ознаменовано целой серией антикоррупционных мероприятий в сфере здравоохранения, образования, исправительных заведений, в полиции, в муниципалитетах. Ряд из них закончились крупными отставками и судебными разбирательствами. Все это дало возможность улучшить восприятие населением деятельности исполнительной власти, позволило очистить каналы взаимодействия граждан и госорганов, снизить коррупционную составляющую. Проблема с коррупцией в органах власти разного уровня взята под личный контроль президента Ильхама Алиева. Граждане получили возможность напрямую доносить свои жалобы до руководства страны.
Пятое направление предусматривает создание систем комплексного социального мониторинга в стране, а также расширение доступа общественных организаций к принятию решений законодательной и исполнительной власти. Мониторинг будет нацелен на сферу занятости, систему образования, здравоохранения, использование чистой воды, а также анализ качества жизни вынужденных переселенцев и беженцев из зоны карабахского конфликта.
Значительную роль в этой области реформ будет играть деятельность общественных организаций. В этом плане стоит констатировать рост доверия и налаживание продуктивных партнерских отношений между НПО и государством. За последние три года по линии "третьего сектора" реализовано более тысячи проектов НПО, на которые из госбюджета выделено около $12 млн. Из двух с половиной тысяч зарегистрированных общественных организаций можно назвать около ста объединений, ассоциаций, которые не только активно, но и весьма эффективно действуют в сфере поддержки законодательных инициатив власти, в мониторинге социальной среды в стране. Это позволило привлечь государство к решению ряда весьма важных для общества проблем - социальных, экологических, в сфере образования, воспитания подрастающего поколения.
Глубокие экономические реформы всегда имеют политическое содержание. Рост экономического благосостояния граждан и стабильность государства рождает запрос на демократию. Эта формула работает по всему миру. Уровень демократизации, на самом деле, определяется не столько культурными корнями страны - исламскими, европейскими или какими-либо иными, а, прежде всего уровнем дохода. Разница лишь в том, каким образом реализуется этот запрос на демократию - через "бурную улицу", как это сейчас наблюдается в Северной Африке и других арабских странах, или путем сохранения "ответственной элиты" в авангарде этих изменений. В Азербайджане это прекрасно понимают. Поэтому "заряженные" на модернизацию власть и элита средствами экономической и политической мотивации подвигают общество к новым модернизационным горизонтам. В стране реализуется технократический сценарий модернизации с определенными демократическими подвижками. Он не предполагает быстрого изменения формата политической системы в ближайшее время. Реформа институтов власти происходит постепенно через президентскую вертикаль исполнительной власти, используя энергию и мотивацию молодежи, путем вовлечения в реформы среднего бизнеса, прислушиваясь к мнению местных и зарубежных экспертов "технократов".
Азербайджанскую модель модернизации можно сформулировать в нескольких пунктах:
- создание условий для развития частного предпринимательства, среднего и малого бизнеса;
- повышение эффективности госуправления, борьба с коррупцией, снижение административных барьеров, реформа системы госзакупок.
- обеспечение гарантии прав собственности;
- реформа социальной сферы, создание экономически обоснованных механизмов соцобеспечения и воспроизводства человеческого капитала;
- последовательное вовлечение гражданского общества в процесс реализации реформ.
Закончить этот беглый обзор параметров стратегии социально-экономических реформ Азербайджана стоит напоминанием того, что успех азербайджанской модернизации выгоден России.
Для России чрезвычайно важно иметь на Кавказе мощную дружественную страну, устойчивого стратегического союзника, способного быть конкурентоспособным, союзника, готового сохранять стабильность в быстро меняющемся мире.