Одним из важнейших компонентов повышения качества жизни в стране является создание доступной и удобной в управлении современной системы коммуникации как между структурами власти, так и между гражданами и структурами исполнительной власти. Реализация проекта "Электронный Азербайджан", инициированного Ильхамом Алиевым шесть лет назад, преследует две генеральные задачи: продвинуть страну к глобальному информационному обществу и, самое главное, сократить бюрократические издержки в ежедневных и рутинных контактах общества со структурами власти.
Первоочередной задачей в ходе реализации первого этапа проекта "электронное правительство" стало формирование информационных ресурсов центральными и местными органами государственной власти. В последующем предстоит передать накопленный опыт другим государственным структурам и добиться кардинального повышения квалификации госслужащих в области информационных технологий. Задача более отдаленного этапа - интеграция системы государственного управления страны во всемирное электронное информационное пространство.
Сегодня все без исключения министерства и госпредприятия страны имеют свои веб-страницы, а ряд ведомств уже активно оказывает интерактивные консультационные услуги по Интернету. Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Министерство юстиции, Агентство по государственным закупкам и ряд других ведомств формируют внутренние механизмы электронного документооборота, а министерство по налогам уже принимает и обрабатывает налоговые декларации в электронном формате.
Минналогов уже многие годы является безусловным лидером формируемой в стране системы e-government. Ведомство с начала 2010 года внедрило систему "единого окна" при государственной регистрации юридических лиц, занятых коммерческой деятельностью. В прошлом году были расширены возможности автоматизированной налоговой информационной системы (AVIS): появились интерактивные услуги "Online-делопроизводство", "Электронные налоговые счета-фактуры", внедрены устройства электронной передачи данных с расстояния в контрольно-кассовые аппараты (NKA), с целью контроля процесса выбивания чеков, без вмешательства в рабочий процесс. В начале же текущего года началось создание системы e-audit, а с первого июля информационные возможности AVIS пополнились системой электронной on-line регистрации физических лиц в качестве налогоплательщиков по принципу "единого окна".
Важнейшим компонентом проекта "Электронный Азербайджан", стали созданные в мае этого года Национальная инфраструктура открытых ключей (НИОК) и служба Национального сертификационного центра (НСЦ). Последняя будет выдавать сертификаты двум центрам следующего уровня - по обслуживанию государственных и частных предприятий и организаций. С созданием этой системы уже сегодня каждый гражданин Азербайджана может получить электронную подпись, имеющую огромное значение не только для создания электронного правительства, но и развития "электронной торговли" и "электронного банкинга".
В рамках программы технического содействия "Инициативе национального электронного управления" была также создана единая электронная сеть передачи данных - AzDataCom. В Баку и Сумгайыте AzDataCom охватывает 28 АТС, что позволяет оперативно подключаться к сети в любой точке города со скоростью 10 гигабит в секунду. К AzDataCom подключены и административные центры почти двух десятков районов страны, а в ближайшие несколько лет эта скоростная сеть свяжет в единое целое всю периферийную и центральную систему управления государством.
Расширить число госорганов, подключенных к реализации проекта e-government, призван изданный в мае текущего года указ президента Азербайджана Ильхама Алиева "О мерах в области организации оказания государственными органами электронных услуг". Документ нацелен на расширение применения электронных услуг, призванных повысить оперативность, упростить и сделать более прозрачной взаимосвязь между обществом и государством, одновременно сократив потенциальное пространство для коррупции. Согласно указу, в течение ближайших месяцев на интернет-странице каждого государственного органа будет сформирован раздел специальных электронных услуг. Будут размещены перечень электронных услуг и точный список необходимых документов для их оказания, представлены варианты электронных заявлений и бланков, а также другие цифровые реквизиты. Отправив на требуемый сайт электронные копии исходных документов и заявление, гражданин незамедлительно получает извещение по электронной почте, подтверждающее начало процесса делопроизводства. Подлинники документов могут быть затребованы лишь в случае, если госорганы не могут получить нужные сведения из собственной или межведомственной электронной поисково-информационной базы.
Сегодня такой автоматизированный документооборот объединяет базы данных систем "Въезд-выезд и регистрация", "Государственный реестр населения Азербайджанской Республики", единой миграционной информационной системы, поисковой базы взятых на учет физических лиц, реестр адресов Азербайджана и ряд других, постоянно обновляющихся информационных ресурсов. Для обеспечения выплат госпошлины и других предусмотренных законом платежей за оказанные госведомствами электронные услуги, создан специальный сайт - rusum.az, содержащий сведения обо всех видах пошлин и их конкретных размерах. Кроме того, ряд госорганов внедрил дистанционную систему оплаты пошлин и иных платежей посредством Интернета.
Таким образом, до конца текущего года в Азербайджане должно быть создано ядро унифицированной системы e-government - объединенного электронного портала для предоставления всех электронных услуг по принципу "единого окна". Посредством такого центрального портала каждый гражданин получит доступ к разделам электронных услуг любой госструктуры. Проделанная за последние годы работа по реализации проекта "Электронный Азербайджан" не осталась незамеченной и на международном уровне. Согласно опубликованному в конце прошлого года аналитическому обзору ООН по развитию электронного правительства в 192 странах мира, Азербайджан занял одно из первых мест в СНГ, опередив, в том числе и ряд развивающихся государств мира.