По последним данным ФТС и SeaNews, рекордными темпами растет экспорт цветных металлов из портов Юга России. Это связано с ростом спроса в причерноморских странах. Но одновременно падает вывоз зерна из тех же портов, что обусловлено низкой провозной способностью примыкающих железных дорог.
Экспортная перевалка грузов цветной металлургии в черноморско-азовских портах РФ выросла за январь-июль на 27,4% и продолжает расти. В том числе отгрузки через Новороссийск увеличились на 18,5%, а через порт Темрюк - в 10,1 раза. Это самые высокие темпы роста за последние 25 лет.
Что касается перевозок зерна, РЖД с 29 августа ввели "конвенционное ограничение на погрузку зерна в адрес порта Новороссийск". К концу августа на Северо-Кавказской железной дороге накопилось более 3,6 тыс. вагонов с зерном назначением на Новороссийск - основной зерноэкспортный порт России.
Поставщики заявляют к перевозке через Новороссийск по 500-600 вагонов в сутки, что вдвое больше мощности портового комплекса. Ситуация может усложниться, поскольку правительство, как сообщили "РБГ" в департаменте регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза России, "уже обсуждает сниженный тарифный коэффициент при железнодорожных поставках зерна на экспорт в сентябре". По словам директора этого департамента Сергея Сухова, такой коэффициент может составить 0,3 - 0,5 для отдаленных регионов-поставщиков.