Сегодня "Российская газета" публикует приказ минюста, который защищает нездоровых арестантов от болезненных условий карцера.
Теперь гражданин начальник обязан провести медосмотр, прежде чем отправить осужденного в штрафную камеру. Условия в одиночках не способствуют укреплению здоровья, и если человек их может не выдержать, нельзя подвергать его такому испытанию.
Даже отъявленные нарушители порядка на зонах имеют право на жизнь: тюрьма должна исправлять, а не калечить. Возможно, такая позиция законодателя кому-то покажется несправедливой, однако система наказаний должна быть цивилизованной. А в цивилизованном обществе к человеческой жизни относятся с особенным трепетом.
Между тем две громкие смерти в столичных СИЗО заставили все общество говорить о медицинских проблемах в тюремной системе. Дело не в чьих-то фамилиях: резонансные трагедии были лишь вершиной айсберга.
Как сообщили не так давно в Генпрокуратуре, в прошлом году в исправительных учреждениях умерли 4423 человека. Прокуроры не раз во время проверок находили там массу нарушений именно в медицинской сфере. "Зачастую используется медицинское оборудование с истекшим сроком годности. Отсутствуют медицинские препараты и лекарства, - рассказывали представители управления Генпрокуратуры, которое надзирает за местами лишения свободы. - Неквалифицированное, несвоевременное оказание медицинской помощи, применение устаревшего оборудования является одной из причин роста смертности среди осужденных". Почему же так получается, что самих арестантов берегут, а их здоровье - нет?
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний, в свою очередь, признавало, что система медицинского обслуживания за решеткой нуждается в переменах.
По данным службы исполнения наказаний, более 90 процентов заключенных чем-то больны. При этом более 410 тысяч арестантов имеют социально значимые заболевания, такие как ВИЧ-инфекция, туберкулез и другие.
Правда, при этом представители тюремного ведомства оговаривались, что смертность в казенных домах составляет менее процента от числа лиц, поставленных на учет в лечебных подразделениях.
- Этот показатель в 5,3 раза ниже, чем показатель уровня смертности состоящих на учетах в различных медучреждениях в среднем по России, - утверждают в тюремном ведомстве.
Тем не менее для общества такая статистика - не оправдание. Поэтому в медслужбе мест не столь отдаленных начались реорганизации. Как сообщил в свое время директор ФСИН, в пенитенциарных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской и Тверской областей начался эксперимент, в рамках которого созданы многопрофильные лечебно-профилактические учреждения с разветвленной сетью филиалов, подчиняющиеся непосредственно Федеральной службе исполнения наказаний. Кроме того, изучается возможность лечения заключенных в государственных и частных учреждениях здравоохранения.
Кстати
Принят и ряд других законов. Например, если у подследственного или подсудимого в СИЗО обнаружился смертельный диагноз, его должны освободить. А осужденные должны проходить медосмотр перед направлением в одиночку.