Россия погружается в избирательную кампанию. Как и в большинстве других стран, вопросы внешней политики мало интересуют электорат. Хотя, надо сказать, участь Евросоюза не безразлична для российского общества.
Евросоюз на долгие годы остается главным торговым партнером России. Из Евросоюза Россия черпает финансовые ресурсы и технологию для своей модернизации. Демократическая система Европы и рыночная экономика по-прежнему являются моделями для развития самой России.
Несмотря на то, что Евросоюз и Россия связаны идеей стратегического партнерства, они на протяжении последних 20 лет сближения так и не стали настоящими союзниками. А без союза ЕС - Россия не может быть общего европейского дома. Евросоюз и Россия желают экономически сотрудничать, но в политике их разделяют серьезные разногласия. Евросоюз настойчиво требует от России демократизации и укрепления правового государства. Россия требует признания Западом ее национальных интересов на постсоветском пространстве.
В то время как Евросоюз создает на территории Европы уникальную цивилизацию, основанную на либеральных условиях, жизненном комфорте и правовой защищенности своих граждан, Россия - хотя и объявляет, что благополучие ее граждан должно стоять на первом месте - находится еще в поисках своей будущей политической модели. Российские элиты не отказались от идеи частичного восстановления потерянной в 1991 году прежней государственности. А западный либерализм не очень популярен в России.
В 1990-е годы Россия помышляла об интеграции с Западом. В ту эпоху мировоззренческие разногласия между ЕС и Россией носили гораздо меньший характер, чем сегодня. За последние десять лет Россия для себя решила, что ей не надо примыкать к Западу, а надо выстроить свою собственную европейскую цивилизацию. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев предлагали России не становиться частью Запада, а выдвигали идею "сосуществования" с Евросоюзом и НАТО на территории общего континента.
Но даже идея сосуществования требует большой доли согласования в сфере экономики и безопасности. К сожалению, в этих областях намечается тупик. Евросоюз по политическим причинам отказывается от предложенного Москвой энергетического альянса. На предложение Медведева о создании общего евроатлантического пространства от Бреста до Владивостока Запад ответил - устами германского канцлера Ангелы Меркель - давлением на Россию с целью вывода своих миротворцев из Приднестровья. Не реализовалась также идея совместной Евро-ПРО.
Европейский континент остается где-то расколотым. Финансовый кризис 2008/2009 годов сильно ослабил экономику западных и восточноевропейских стран. Вместо того, чтобы создать совместный план Россия - ЕС для спасения Европы (в том числе от еще предстоящих бед), западные страны сами спасают такую страну, как Греция, не допуская близко российские кредиты. И наоборот - спасение Белоруссии от коллапса проводится Россией без оглядки на Запад.
Долгое время Россия отказывалась рассматривать Евросоюз как политическую величину. Постоянные разговоры о "примате ценностей" раздражали Россию. Москва считала европейцев некими чудаками. На сегодняшний день России приходится наблюдать, что западная политика ценностей приобретает милитаристский характер. Запад в одностороннем порядке поменял параметры международного права. Суверенитет государства уже не считается главенствующим правом, если в стране нарушаются права человека. Запад открыто объявил войну всем "диктаторам" на планете.
Мир становится совсем неузнаваемым. И совсем непонятно, куда он будет развиваться. У ранее миролюбивых западных демократий появилось желание внедрять свободу и либеральную модель силой. Что на самом деле плохого в том, что авторитарных режимов на планете становится меньше, а исламский мир может поменять свои ориентиры в сторону прозападного развития и отказаться от терроризма?
Терракты 11 сентября 2001 года ввергли Запад в десятилетнюю войну с исламским экстремизмом. Начались войны в Афганистане, Ираке и политика сдерживания Ирана. В 2008-м на Запад обрушился финансовый кризис. Аналитики заговорили о неминуемом закате Запада и восхождении новой супердержавы - Китая. 2011 год опять изменил ход истории. В исламском мире, который до этого считался главным врагом Запада, начались "демократические революции", напоминавшие всем "бархатные революции" в Восточной Европе в 1989 году. Спецвойска США уничтожили бен Ладена, НАТО - власть ливийского диктатора Муамара Каддафи. Мировой порядок вдруг стал опять развиваться в пользу Запада.
Пропал у Запада страх перед нефтяными войнами с несговорчивыми арабами, появилась надежда на то, что Западу удалось победить исламский экстремизм, из западных неправительственных организаций (NGO) появилось поле деятельности для распространения демократии - новый исламский мир. Теперь остается Западу только поощрять "арабскую весну" - и обеспечить себе в исламском мире надежного партнера при построении будущего мирового порядка.
До событий 2011 года на Западе считали, что США и ЕС во что бы то ни стало нужно себе обеспечить стратегическое сотрудничество с Китаем для стабилизации мирового порядка. Исламский мир рассматривался все это время как опасный соперник, против которого нужно было строить противоракетную оборону. А теперь?
Если в США в конце следующего года к власти придут неоконсерваторы, которые по-прежнему видят мир в черно-белых красках, вполне могут оправдаться заявления некоторых правовых американских аполитиков по поводу того, что США, которые не могут существовать без имиджа врага, вступят в новые противостояния с Россией.
Будущие мировые конфликты, по-видимому, будут разворачиваться за контроль над природными рессурсами. Воевать будут за нефть, газ, полезные ископаемые, может быть, за доступ к продуктам питания и снабжение питьевой водой. Вопросы энергоснабжения и приобретения натуральных ресурсов станут очень актуальными для Европы. Без "стратегических партнеров" со странами или регионами, обладающими этими ресурсами, Европа в будущем не проживет. Ряд стратегически мыслящих аналитиков на Западе призывают Евросоюз создать прочный союз с Россией - у которой есть все, в чем нуждаются западные экономики. Но большинство западных политиков придерживаются обратной мысли, что у России нет другого выхода, как поддерживать во всем Запад и его идею мирового порядка.
Россия, наверно, никогда не станет частью Запада, но она должна в своих интересах выстроить общую европейскую архитектуру с Евросоюзом, во многом перенять правовые нормы, стандарты, которые есть в остальной Европе.
В российской элите существует, с одной стороны, большая неприязнь к западному триумфализму после окончания холодной войны. Россия выступает против стремления Запада закрепить за собой статус главного полюса в мировом порядке.
Но в России также раздаются голоса, призывающие свое руководство поддерживать политику Запада по насаждению демократических правил игры во всем мире. Противиться Западу Россия, в силу своих ограниченных возможностей, не может. Да и зачем - неужели ей близки диктаторы типа Каддафи? Своими возможностями участия в "демократизации" мирового порядка Россия сможет выторговать себе существенно лучшие выгоды при переустройстве мира и получить выход на просторные рынки мировой экономики. Цинично? Конечно, да, но такая современная политическая мораль.
Кто бы ни утверждал обратное, - Россия в критический момент всегда примыкала к Западу. Ельцин, после ожесточенной критики натовской войны в Югославии, подключился к западному миротворчеству в Косово. Во время афганской войны Россия с самого начала предоставила НАТО свой воздушный и наземный коридор для снабжения войск. В преддверии иракской войны тогдашний глава кремлевской администрации Александр Волошин торговался с руководством США об участии российских компаний в предстоящей дележке нефтяного пирога. Исходя из этого опыта, поддержка натовской военной операции в Ливии Медведевым оказывается вполне логичной.