"РГ" вспоминает крупные катастрофы с участием спортивных команд

К великому сожалению, трагедии с участием спортивных команд не редкость.

В 1949 самолет, на котором итальянская команда "Торино" возвращалась домой из Португалии, разбился о горный склон у Суперджи рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли.

Памятна и история с гибелью хоккеистов клуба ЦСК ВВС. Как известно, Василий Сталин был большим любителем спорта. Сын вождя всех народов, будучи в генеральском звании на посту начальника войск ПВО, создал команду ВВС, которая под его патронажем участвовала в чемпионатах страны по хоккею и футболу. "Селекционеры" Сталина собирали по всему Союзу талантливых игроков и ненавязчиво предлагали "не отказываться от сотрудничества".

В 1951 году произошла трагедия: самолет, на котором команда ВВС летела в Челябинск, разбился из-за того, что полет проходил в очень плохих погодных условиях. Некоторые усмотрели в этом месть Лаврентия Берии, курировавшего динамовские команды и якобы желавшего избавиться от надоедливого конкурента. Скрыть гибель команды, тем более такой популярной, было невозможно, да и реакция болельщиков по всей стране была вполне адекватной - так, вратаря ВВС Мелпуса пришла хоронить почти вся Рига...

А вот легендарного Всеволода Боброва в том самолете не было. Его спасло... "нарушение режима". Он и еще несколько игроков банально опоздали на самолет, чем спасли свои жизни.

6 февраля 1958 года в Белградском аэропорту футболисты английского "Манчестер Юнайтед" сели в самолет, чтобы лететь в свой родной город.

В полете предусматривалась недолгая дозаправка в Мюнхене. В аэропорту Рейна 44 пассажира отправились в ресторанчик, чтобы отметить драматическую ничью с "Црвеной Звездой", когда, проигрывая три мяча, англичане сумели сравнять счет. Суровый тренер Матт Басби на этот раз благожелательно смотрел, как Бобби Чарльтон и Тейлор, ставшие героями матча, хлещут виски с содовой. От них не отставали и другие товарищи по команде. Когда, напевая популярную в то время песенку "Итс лонг вей ту Типперери", игроки вывалили из ресторана, как раз подошло время садиться в самолет. Уже на взлетной полосе забарахлил один из двигателей. Неисправность оказалась пустяковой, ее устранили за десять минут. Но вновь что-то забарахлило в моторе, и вновь самолет пришлось остановить, чтобы устранить неполадки. Если бы пассажиры знали, что случится потом, они наверняка согласились бы идти в Англию пешком. Третья попытка взлететь оказалась роковой - самолет медленно набрал скорость, плавно оторвался от земли, и в ту же секунду раздался мощный взрыв. Огромный огненный шар озарил небо...

Из 44 человек, находившихся на борту, сразу погибли 28, среди них был один из самых талантливых игроков "МЮ" - 19-летний Дункан Эдвардс. Некоторым повезло больше - они остались живы, но никогда не смогли больше играть в футбол. Матт Басби и Бобби Чарльтон ненадолго попали в госпиталь.

По словам одного английского журналиста, который был в тот момент с командой, погибли те, кто сидел в хвостовой части самолета, остались живы сидевшие ближе к кабине пилотов, а ведь лайнер врезался в здание аэропорта...

13 августа 1979 года ташкентский "Пахтакор" вылетал на матч в Минск с пересадкой в Донецке. Навстречу ему такой же Ту-154 двигался по маршруту Кишинев-Ворошиловград-Куйбышев. В воздухе было еще множество самолетов, хотя, по другой информации, простор был чистым, так как ожидался перелет Леонида Ильича Брежнева из Москвы в Крым.

Считается, что главным виновником трагедии стал новичок диспетчер Харьковского центра управления полетами.

По каким-то причинам он не разрешил подняться самолету с "Пахтакором" с высоты 7800 метров на эшелон 9 или 10 тысяч метров. Это только с земли кажется, что в небе столкнуться самолетам очень сложно - вон сколько места, но в жизни все обстоит по-другому. Говорят, к такому же выводу пришли и специалисты, разбиравшие трагический инцидент, - катастрофы быть не могло! Однако по каким-то причинам команда авиадиспетчера до командира авиалайнера с футболистами не дошла, а диспетчер принял ответ от другого пилота с другого самолета.

Последствия столкновения, которое произошло в районе Днепродзержинска, были ужасны. В селе Елизаветовка в тот день происходили два полярных по смыслу события - на одном конце играли свадьбу, на другом шла похоронная процессия. Вдруг на людей стали с неба падать куски тел, обломки самолета. Поисковые группы находили их потом в радиусе 37 километров...

После случившегося "Пахтакору" разрешили набрать в команду из всех желающих и дали привилегию - в течение двух лет при любом раскладе оставаться в высшей лиге...