Запаса топлива в аэропортах должно хватать на десять дней бесперебойной работы, говорится в проекте приказа минтранса, опубликованном вчера на сайте ведомства.
Сейчас ориентиром установлены три дня. Если авиакеросина меньше, аэропорт обязан сообщить об этом в Росавиацию. Что и сделали три московских аэропорта в конце прошлой недели. После чего Росавиация обратилась к правительству выделить топливо из резерва. В понедельник сложившуюся ситуацию обсуждали на совещании у вице-премьера Игоря Сечина. Тогда и было решено увеличить норматив запасов топлива в аэропортах.
А те, кто отвечает за поставки противообледенительных жидкостей, говорится в проекте минтранса, будут проводить регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых в спецмашины реагентов, а также сообщать о снижении их запаса. При этом объем жидкости для обработки судов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков. Это требование продиктовано ситуацией, сложившейся прошлой зимой во время "ледяных дождей". Тогда из-за дефицита реагентов были отменены сотни рейсов.
Что касается дефицита авиатоплива, то, по мнению министра транспорта Игоря Левитина, проблема была вызвана отсутствием предложения на бирже. "Федеральная антимонопольная служба обязывала авиакомпании выходить на биржу. Они вышли, но там нет предложения", - передает слова Левитина РИА Новости. Министр добавил, что система закупки топлива перевозчиками должна включать в себя как работу по долгосрочным контрактам, с чем проблем нет, так и закупки на бирже. "ФАС выдвинула свои предложения, мы поддержали, и теперь они должны нам помочь, чтобы биржевая торговля работала", - сказал Левитин.
Впрочем, напоминают эксперты, подобная ситуация с авиакеросином возникала и раньше. "Ситуация возникла скорее всего из-за логистических и хозяйственных сбоев", - пояснил "РГ" директор по стратегическому развитию информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков. По его словам, авиакеросин - самый продаваемый нефтяной товар от процента его производства. Но его доля незначительна на бирже, так что развивать этот вид торговли безусловно необходимо. "Нужно повышать ликвидность всего рынка. Пока же я вижу скорее конкуренцию нефтяных компаний за право заключить с авиакомпаниями прямые контракты на продажу топлива", - пояснил специалист. И добавил, что над тем, чтобы на бирже торговалось не менее 15 процентов авиакеросина, нужно совместно работать всем заинтересованным сторонам. И такая работа уже ведется. Минэнерго вместе с нефтяными компаниями сейчас вырабатывают решения, как добиться стабильности поставок, причем не только в течение двух ближайших недель, но и в долгосрочной перспективе.