Новости

07.09.2011 00:26
Рубрика: Общество

Баня, водка, гармонь и...

Жителям Нью-Йорка показали реалити-шоу "Матрешки". Долго ли еще россияне будут давать повод издеваться над собой?

"Русские не идут - они уже тут", - завлекают зрителей создатели нового сериала "Матрешки". Он повествует вовсе не о Пушкине и Достоевском, а о "борще и цацках".

"Господь не может быть повсюду одновременно, поэтому он создал русских матерей", - такая сентенция стала одним из главных слоганов шоу. Пословица заявлена как русская, хотя это - старинная еврейская поговорка. Нью-Йорк, как известно, - огромный плавильный котел. А среди "матрешек" есть и приехавшие из Молдавии и Украины. Однако всех "русских американцев" объединяет не только язык, но и общая культура. Которую, правда, создатели телепрограммы увидели весьма и весьма своеобразно - "борщ и цацки". И того, и другого лучше побольше. И еще немножко современной моды: "Каждый русский парень ест суши".

Авторы шоу уверяют: восемь главных героев "живут полной жизнью, страстно любят и изо всех сил трудятся в исторически русско-американском районе Бруклина Брайтон-Бич". Прежде всего, это "русские" женщины.

Похожи ли героини на матрешек?

"Глубоко заглянув в повседневную жизнь этой харизматичной группы близких друзей и родственников, мы увидим, что они - уж точно не деревянные куклы", - уверяют создатели фильма. И в это легко верится. 26-летняя Анастасия больше всего в жизни интересуется походами в спортзал, загаром, макияжем и укладкой волос. Ее ровесник - добрый молодец с типично русским именем Эдди Зи, завзятый ловелас. 22-летняя Анна - "делающая карьеру фотомодель, искушенная во флирте". А у 23-летней Дианы есть "цель в жизни - мужчина, за которого можно будет выйти замуж". Авторы шоу ничтоже сумняшеся добавляют: "И, конечно, ее принц должен иметь хорошую машину и платить абсолютно за все".

Присутствуют в сериале люди посолиднее и поопытнее - такие, как "утопающая в мехах и бриллиантах" 34-летняя владелица клуба "Распутин" Марина. Типичный момент: дама отправляется на шопинг в ювелирный магазин и просит денег у мужа. "Сколько нужно? Двадцать "штук"?" - осведомляется тот. И получает достойный ответ: "Ну что сегодня можно купить за двадцатку?"

Все герои и героини ведут активную жизнь: в их представлении это, прежде всего, посещение светских "тусовок". Взрослые дамы отчаянно понукают мужьями, юные девы крутят романы и стремятся освободиться от гнета старомодных родителей.

Те уверены, что каждая русская девушка должна уметь готовить борщ. И могут не одобрить жениха - на спортивной машине, на минуточку! - только потому, что он не русский. Объяснение двух расстающихся сердец происходит в типично русской атмосфере - в суши-баре, конечно же. "Мои родители приехали в Америку не просто так", - пытается объяснить девушка своему бойфренду. "Русских искать, что ли?" - недоумевает он.

"Я типа верю в пластическую хирургию, я верю в Ботокс", - взывает молодая "русская американка", сокрушаясь, что ее родители не ценят таких драгоценных изобретений. Впрочем, молодые люди бережно хранят лучшие традиции своей страны. Они не прочь сходить в обязательную русскую баню - под водочку и пивко, конечно же.

"Если бы советские власти хотели совсем замучать Александра Солженицына, им нужно было бы заставить его смотреть "Матрешек", - иронизирует "Нью-Йорк таймс". И добавляет: - Конечно, нашлось много "русских американцев", которые прошли кастинг. Однако "скрипачи, цитирующие Пушкина, и вундеркинды-математики с Брайтон-Бич" остались за бортом.

"Этнические" реалити-шоу в Америке - модное поветрие. Недавно прогремела программа "Пляж". Этот фильм повествовал о легкой жизни молодых американцев итальянского происхождения. Появление этой программы вызвало большой скандал. Главные герои, среди которых девица Снуки и паренек по имени Положение, не стесняются в выражениях, обожают "потусоваться" и покрутить случайные романы. Это переполнило чашу терпения организаций американцев итальянского происхождения, объединяющих солидных бизнесменов и политиков. Они призвали прекратить показ программы.

Похожая история случилась и с "Русскими матрешками". Еще в ноябре прошлого года - задолго до выхода реалити-шоу на экраны - лидеры русскоязычной общины и нью-йоркские политики отправили руководству создавшей его компании обращение. Они требовали покончить со стереотипами. Подписи под этим документом поставили, в частности, городской омбудсмен Нью-Йорка Билл де Блазио, тогдашний конгрессмен Майкл Макмэхон, депутаты законодательных органов штата Нью-Йорк, члены городского совета, представители выходцев из бывшего СССР. Всего 42 человека.

Инициатор этого письма, общественный деятель Джон Лисянский подчеркивает: в отличие от лидеров американцев итальянского происхождения они не выступали за запрет этого реалити-шоу, а призывали показать настоящую жизнь русскоговорящих обитателей США. Однако, по словам Лисянского, к озабоченностям авторов письма не прислушались. А сам сериал, поначалу называвшийся просто "Брайтон-Бич", переименовали в "Русских куколок". Подобные названия частенько используют организаторы притонов и те, кто промышляет торговлей женщинами для интимных услуг.

"Большинство русскоязычных иммигрантов крайне негативно отнеслись к новому телешоу", - говорит корреспонденту "РГ" журналист и общественный деятель Ари Каган, живущий на Брайтоне. Он тоже подписал это письмо. Каган отмечает: по комментариям в Интернете, в газетах и местному радио видно, что основная масса выходцев из бывшего СССР считает сериал вульгарным, позорным, примитивным и скучным.

"Безусловно, подобные персонажи есть в русскоязычной общине Америки, но не они определяют лицо одной из самых успешных и образованных иммигрантских групп. Сюжеты шоу о "матрешках" снимались в барах, ночных клубах, банях, ресторанах - не в холлах университетов, колледжей, Карнеги-холла или Метрополитен-Оперы", - продолжает Каган. Он подчеркивает: продюсеры не скрывали, что пытались создать русское подобие "Пляжа", однако в итоге рейтинг премьерного показа "Русских матрешек" оказался почти в десять раз ниже.

"Среди нас, конечно, есть и жулики, и проститутки, и бездельники, и нувориши, и пустышки. Но в какой общине нет таких персонажей? Зато по количеству людей с высшим образованием, прекрасных адвокатов, врачей, банкиров, программистов, финансистов, профессоров, артистов, спортсменов, которыми гордится Америка, мы однозначно занимаем одно из первых мест", - уверен Каган. Он напоминает: среди погибших 11 сентября 2001 года во время теракта во Всемирном торговом центре был 37-летний Алекс Брагинский, иммигрант из Одессы, занимавший пост вице-президента известного информационного агентства Reuters.

"Стремительно увеличивается и политический вес русскоязычных избирателей, которых в Нью-Йорке зарегистрировано около 80 тысяч", - рассказывает Каган. Он напоминает: недавно на Брайтон-Бич приезжали мэр Майкл Блумберг и все руководители городских агентств. "Сейчас все газеты города пишут, что именно русскоязычные избиратели Нью-Йорка решат исход выборов в конгресс США от Бруклина и Квинса 13 сентября - на место, освободившееся после отставки конгрессмена Энтони Винера", - говорит журналист.

"Увы, создатели сериала "Русские куколки" решили, что "хорошими делами прославиться нельзя", и выступили в роли старухи Шапокляк", - подытоживает Каган.

дословно

Из письма лидеров русскоязычной общины Нью-Йорка создателям "Русских куколок":

"Мы узнали, что по объявлению о кастинге для этого шоу искали "русских Снуки и Положение". Это низводило потенциальных участников до роли пьющих водку этнических карикатур, "обожающих внимание" и увлеченных только "едой, выпивкой и тусовками". Мы, представители одного из самых быстро растущих, наиболее образованных и живущих активной культурной жизнью иммигрантских сообществ Нью-Йорка, выступаем против столь несведущего и ошибочного взгляда.

Район нью-йоркского Бруклина Брайтон-Бич часто становится декорацией для фильмов и телешоу. Однако его жителей, русскоязычных американцев, редко представляют как нечто большее, чем преступники, уголовники и изгои. Мы надеемся, что ваше шоу, которое обещает показать реальную жизнь, положит конец этому невежеству и этническим предрассудкам.

Наша община - это примерно полтора миллиона человек. Она растет в числе, и ее история еще только пишется. Мы хотим, чтобы эти страницы показывали истинный дух нашего наследия. Наши ценности и стремления отражают Ирвинг Берлин, Иосиф Бродский и Сергей Брин, а не "Снуки" и "Положение".

Поэтому, пока вы готовите ваше шоу, мы просим вас отказаться от безвкусицы в духе "Пляжа" и поднять уровень материала, чтобы показать русскоязычных американцев достоверно и без этнической предвзятости. Мы выступаем не как крестоносцы цензуры, а как взволнованные граждане иммигрантского происхождения, которые сражаются против того, чтобы веяния нетерпимости затенили наше давнее и славное американское наследие".

мнения

Вячеслав Фетисов, председатель совета директоров КХЛ, двукратный олимпийский чемпион, защитник "Детройта" в 1990-е годы:

- Я сам не видел ни шоу, ни фрагментов из него. Судя по вашему рассказу, эта история напоминает то представление о русских, которое во многом благодаря голливудским фильмам бытовало в годы холодной войны. Когда я приехал в Америку, отношение к российским гражданам в американском обществе стало стремительно меняться. Происходило это во многом благодаря нашим спортсменам, ученым, талантливым специалистам, которые приезжали работать в Соединенные Штаты. Я с удовольствием вспоминаю время игры в хоккейном "Детройте". Наша "русская пятерка", которая прочно вошла в историю НХЛ, наводила фурор на льду. Вот это было настоящее "реалити-шоу"! Наблюдался настоящий хоккейный бум. Естественно, нас обожали тысячи поклонников игры в хоккей, видя, как русские демонстрируют весь свой талант. Поэтому и менялось в позитивную сторону отношение к нашим гражданам и нашей стране. И мы, и они понимали, что вместе - мы обычные нормальные люди, а не те, которые показаны в некоторых фильмах.

Чтобы о русских не было негативного представления, как в фильме, наша русская диаспора должна быть более активной, смелее интегрироваться в американское общество по примеру других национальных диаспор. Сейчас это одна из самых больших проблем - нации, которые имеют гораздо меньшее представительство в США, не живут обособленно, чувствуют себя более комфортно в плане приспособления к американскому стилю жизни, хорошо позиционируют и представляют свои страны. Хотя в последнее время наблюдается и положительная тенденция. Русская диаспора уже не замыкается в Брайтон-Бич, как было раньше. Молодые русские, которые уже родились в Америке, не испытывают никаких проблем с интеграцией в американское общество, как например, их родители. Им комфортно, они социально успешны. Но все равно, на мой взгляд, диаспорой должна вестись более активная работа в этом направлении, тем более с учетом тех возможностей, которые сегодня дает Интернет.

Виталий Дымарский, журналист:

- Конечно, мы не такие. Наверное, там есть и что-то карикатурное. Но давайте вспомним, как мы изображаем других, и не будем обижаться. Что делать, если весь мир плохо знает культуру друг друга? Это не в оправдание американцам будет сказано, но я думаю, что, если бы они посмотрели наши фильмы о них, это вызвало бы точно такую же реакцию. Мы иногда изображаем американцев в каком-то идиотском виде, они нас изображают в идиотском виде, а все это - от общего безкультурия и незнания реалий. Да мы и сами про себя снимаем кино, в котором мы на себя не похожи. Так что же мы удивляемся?

Подготовили Максим Макарычев, Ариадна Рокоссовская

Общество Ежедневник Стиль жизни
Добавьте RG.RU 
в избранные источники