Смоленск - город, куда ведут все дороги, убежден губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. В своем интервью "Российской газете" он объяснил, почему считает необходимым уделять первоочередное внимание проектам, связанным с использованием географического положения региона.
Российская газета: Сергей Владимирович, в последнее время вы часто говорите, что Смоленская область - транзитная. Что в этом хорошего, ведь даже само определение предполагает, что все проходит мимо региона?
Сергей Антуфьев: Смоленская область - старопромышленная, с экономикой, сформировавшейся в советское время, основой которой являются машиностроение, металлообработка, энергетика. При этом по территории региона проходит лучшая российская автомагистраль М1 Москва-Минск, а по ней - треть от общего объема грузов, перевозимых в России автотранспортом. И вот представьте себе ситуацию: непрерывный поток фур направляет грузы в Москву для выполнения таможенных формальностей, после чего они - уже меньшими партиями - отправляются адресатам дальше по стране, в том числе и в обратном направлении, к нам. Логика подсказывает, что и таможенным оформлением, и поиском оптимального способа доставки груза, то есть логистикой, нужно заниматься в Смоленске. Это именно тот город, куда ведут все дороги. И поскольку это так, наша задача - сделать это место привлекательным, создать условия для того, чтобы люди, направляющиеся в Москву и Санкт-Петербург, задержались у нас в гостях. Вся работа администрации Смоленской области в последние годы направлена на решение именно этой задачи. Ее частью является, например, реализация грандиозного, по нашим меркам, плана подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска осенью 2013 года. Стоимость всех его мероприятий превышает 16 миллиардов рублей, но это далеко не все инвестиции, на которые мы рассчитываем. Внимание, которое с недавних пор начали уделять нашему древнему городу руководители государства, не осталось незамеченным. Практически каждый месяц у нас появляются перспективные инвесторы, готовые вкладывать средства в реализацию того или иного проекта на территории региона. К примеру, под Смоленском появится предприятие по производству лекарств, его созданием займется крупная итальянская фирма; в Гагаринском районе - завод по выпуску опор ЛЭП из композитных материалов, аналогов в России не производится. Это только последние примеры, а общее число инвестпроектов, одобренных администрацией региона за последние 2-3 года, исчисляется десятками. Разумеется, все это приводит к созданию новых рабочих мест.
Нынешним летом была одна необычная неделя: я принял участие в открытии сразу двух предприятий в областном центре, где в общей сложности создано больше 1200 новых рабочих мест. И зарплата там совсем неплохая. Географическое положение Смоленской области может принести региону существенную выгоду, но еще лучше, если слово "транзит" начнет означать не взгляд из окна машины, а остановку и знакомство с тем огромным количеством памятников истории и архитектуры, которые у нас есть.
РГ: Одним из способов задержать путешественника под Смоленском может стать сервисная станция Volvo?
Антуфьев: Да, это хороший пример. В реализацию этого инвестпроекта за три года вложено 500 миллионов рублей, и в результате на территории региона создана современнейшая сервисная станция. При нынешнем потоке грузовых автомобилей по магистрали М1 она вряд ли столкнется с нехваткой клиентов, тем более что стоимость обслуживания там наверняка будет меньше, чем в Польше или Германии, при том же высоком качестве, гарантированном именем всемирно известного концерна. Да и смолянам неплохо: во-первых, у нас зарегистрировано 143 предприятия, занимающихся международными автоперевозками, в автопарке которых насчитывается около двух тысяч машин Volvo. Кроме того, на станции можно пройти техосмотр, а это означает, что очереди, которые в последнее время измучили автовладельцев в Смоленске, станут короче. А буквально две недели назад администрация Смоленской области одобрила проект строительства фирменного сервисного центра концерна MAN Truck & Bus стоимостью 200 миллионов рублей.
РГ: О строительстве логистических центров на Смоленщине мечтают давно, но ни один проект в жизнь пока не воплотился. С чем связаны трудности?
Антуфьев: С места дело сдвинулось в прошлом году, когда одна из крупнейших европейских логистических компаний Rhenus Logistics приступила к строительству склада временного хранения в Краснинском районе. Этот проект полностью соответствует нашей концепции транзитного региона, его старту в декабре 2010 года предшествовали длительные переговоры, но, честно говоря, мы даже не думали, что появление этого инвестора даст существенный толчок развитию этой сферы. Приятно, что очень быстро отреагировал смоленский бизнес. Одно из наших предприятий, специализирующееся на таможенном оформлении грузов и оказывающее брокерские услуги, заявило о намерении вложить за 5 с половиной лет в развитие своего комплекса под Смоленском 6 миллиардов рублей. Там будут и терминалы, и гостиница, и кафе, и автостоянка, и автозаправочная станция... В общем, все, что необходимо грузоперевозчикам и автопутешественникам.
РГ: Когда речь заходит об автомобилях и дорогах, невольно хочется спросить о ставках транспортного налога. Смоленские автоперевозчики не раз отмечали, что им приходится платить больше, чем коллегам в соседних регионах. Что вы предполагаете сделать для развития этого бизнеса?
Антуфьев: Ставки транспортного налога не менялись в Смоленской области с 2007 года. Они не слишком высоки по сравнению с соседними регионами, но налог плохо администрируется, и его поступления не оказывают существенного влияния на доходную часть областного бюджета - речь идет примерно о 500 миллионах рублей в год. Проанализировав ситуацию, мы приняли решение об уменьшении налогового бремени для владельцев отдельных категорий транспортных средств. С нового года от уплаты транспортного налога будут полностью освобождены владельцы машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. У такого решения два плюса: во-первых, мы стимулируем приобретение малолитражек, что благоприятно отразится на окружающей среде, во-вторых, оказываем социальную поддержку небогатым смолянам, ведь на таких машинах ездят в основном пенсионеры и молодежь. Для машин с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил ставку транспортного налога планируем сократить примерно на 30 процентов, а для большегрузных автомобилей - на 20 процентов. Вы правы, смоленские автоперевозчики не раз призывали принять такое решение. В этой сфере очень велика конкуренция, причем не только, скажем, с брянскими или псковскими транспортными предприятиями, но и с польскими и литовскими автоперевозчиками. Какой транзитный регион без мощной автотранспортной отрасли? Своих, считаю, нужно поддерживать.