Состоялась мировая премьера фильма Томаса Альфредсона "Шпион, выйди вон!"

Российская пресса с особым интересом ждала фильм Томаса Альфредсона "Шпион, выйди вон!": там, как сообщалось, участвуют российские звезды Светлана Ходченкова и Константин Хабенский.

Фильм снят по роману Джона Ле Карре, написанному в разгар холодной войны и повествующему о том, как ветеран разведки Смайли пытается вычислить советского шпиона-"жучка", засевшего где-то в верхах британской разведывательной службы. В сущности, это как бы история Штирлица, только сочувствовать мы должны его оппонентам. Роман уже был экранизирован для телевидения с Алеком Гиннесом в роли ветерана Смайли, и тогда картину, естественно, у нас не купили - но с той поры нашей национальной гордости, по-видимому, сильно поубавилось, потому что картина в стиле добротной, но развесистой клюквы выйдет на российские экраны.

Действие происходит в Будапеште, и об исторической достоверности фильма можно судить по сцене новогоднего банкета, где диджействует Дед Мороз в красном кафтане и с лицом Ленина, а присутствующие развлекаются хоровым исполнением Гимна Советского Союза. Что не мешает картине содержать несколько хороших актерских работ: Гэри Олдман в роли ветерана Смайли даже считается претендентом на "Оскара"; как всегда, хорош Колин Ферт, играющий не скажу кого, чтобы не выдавать тайн этой шахматной партии. Что касается наших звезд, то на такие роли настоящие звезды, по-моему, не могут соглашаться: у Хабенского 15 секунд с текстом и примерно полминуты без текста,  Ходченковой в роли блондинки "из России с любовью" повезло чуть больше, но и ее быстро пристрелят.

Проза Ле Карре подобна ребусу и способна увлечь не каждого. Фильм движется неспешным, усыпительно размеренным аллюром, для наглядности к шахматным фигуркам прикреплены портреты претендентов на пост советского шпиона, и мы вслед за Смайли должны все эти комбинации прокрутить в уме. Лично мне прокручивать эти комбинации сильно мешали дуновения холодной войны, долетающие как раз из рычащих 70-х и неведомо по каким причинам вдруг ставшие актуальными. Сам Ле Карре, как бывший разведчик и автор более двадцати шпионских книг, эту анахроничность сюжета, вероятно, сознает, потому что он активно выступал против идеи экранизировать роман повторно.

Впрочем, возможно, наши Штирлицы должны быть польщены: чтобы разоблачить советского жучка в исполнении одного из харизматичнейших актеров, фильму все-таки понадобилось целых два часа экранного времени, и ни минутой меньше.