В новосибирском Академгородке прошла научная конференция "Фотоника-2011", на которую съехались руководители крупнейших предприятий оптоэлектронной отрасли - производителей тепловизоров.
Мировой рынок этой техники переживает настоящий бум. А сибирские ученые смогли представить не "голые" идеи - практически готовые технологии и образцы. Как говорится, бери и внедряй. Напомним, что тепловизор или прибор ночного видения позволяет видеть окружающий мир в инфракрасном диапазоне. Они воспринимают не свет, а тепло. Такими способностями обладают змеи, которые в полной тьме охотятся на теплокровных, например, грызунов. Сегодня тепловизорами оснащают почти все виды оружия и автомобили класса "люкс".
Но возможности этих приборов гораздо шире, они уже становятся настоящими универсалами: ведут экологический мониторинг, ловят утечки в трубопроводах, используются в охранных системах, строительстве, и, конечно, теплотехнике. А третье поколение тепловизоров, способное "видеть" температуру до сотых долей градусов, нашло себя в самых разных областях медицинской диагностики - от онкологии до ортопедии.
Сердце любого тепловизора - фотоприемник, способный уловить даже единичные кванты инфракрасного излучения. И чем приемник чувствительней, тем лучше прибор видит в темноте. "Гвоздем" приуроченной к форуму выставки стали большеформатные инфракрасные фотоприемники, созданные в Институте физики полупроводников СО РАН. Их основа - тончайшие пленки "кадмий-ртуть-теллур" на подложках из кремния.
- Эти фотоприемники имеют формат 640 на 512 элементов (пикселей), что является рекордом для России, - сказал директор института, председатель СО РАН Александр Асеев.
Но сибиряки предлагают промышленности не только рекордные фотоприемники, но и новые методы получения и обработки тепловизионной информации.
- Сегодня тепловидение во всем мире работает крайне неэффективно, - объясняет ведущий научный сотрудник ИФП Борис Вайнер. - Делается снимок, как на фотоаппарате, только не в видимом диапазоне, а в инфракрасном. Но ограничиваться одним снимком - значит, работать почти вхолостую. Скажем, в медицинской диагностике врач делает выводы, глядя на грубые, статичные картинки. Еще недавно это считалось высшим достижением, а сегодня вчерашний день. С помощью современных тепловизоров и компьютерных методов обработки можно получить море информации об организме человека и во много раз повысить точность диагностики.
Итогом конференции в Новосибирске стал не очередной сборник статей, а конкретные договоренности о создании новых наукоемких производств. Так гендиректор Уральского оптико-механического завода Сергей Максин заявил о намерении создать холдинги в точках роста отрасли оптоэлектроники. Они должны объединить усилия промышленных предприятий, исследовательских институтов и внедренческих организаций.
- У нас ведутся дискуссии, науке ли заниматься серийным производством, или заводам, выпускающим серийную продукцию, заниматься наукой, - сказал Сергей Максин. - Создание кластеров в точках роста - в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Казани, на Урале - поможет направить исследования в области оптоэлектроники в прагматичное, коммерческое русло.
Между тем
В минэкономразвития направлена Федеральная целевая программа поддержки оптоэлектронной отрасли, объем вложений в модернизацию предприятий отрасли и научные исследования должен составить 100 миллиардов рублей до 2020 года.