Новости

08.09.2011 00:35
Рубрика: Экономика

Жизнь по карточке

Как не потерять деньги в банкомате и интернет-магазине

Банковские карты все активнее входят в нашу жизнь. Что необходимо знать для того, чтобы карта была для вас удобством, а не проблемой?

На наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с использованием банковских карт, отвечает начальник отдела наблюдения за частными платежными системами Московского главного территориального управления Банка России Елена Буздалина.

Выбор сделан

РГ: Какие виды карт существуют и как правильно выбрать "свою" карту?

Елена Буздалина: Наиболее распространены расчетные (дебетовые) карты: именно они, как правило, выпускаются в рамках "зарплатных" проектов. С их помощью можно совершать операции в пределах тех средств, которые находятся на вашем банковском счете. Существует особый вид расчетной карты - карта с "овердрафтом", с которой можно снять определенное количество денег в кредит.

Расчеты с использованием кредитной карты происходят за счет предоставленного банком кредита, который должен быть погашен в срок, указанный в договоре. Большинство банков устанавливают льготный период, когда не взимается комиссия за использование кредита, но это условие не всегда распространяется на операции по снятию наличных денег.

Если вы не хотите брать с собой наличные деньги, можно обзавестись предоплаченной картой. Эти карты оформляются не на конкретное лицо, а на предъявителя, не требуют открытия специального банковского счета. Вы вносите деньги - и тут же получаете карту.

С помощью банковской карты можно не только снять наличные деньги в банкомате или пунктах выдачи наличных, но и оплатить покупки в магазинах и в Интернете, услуги сотовой связи, ЖКХ. Выезжая за рубеж, банковскую карту можно использовать для снятия наличной иностранной валюты, для оплаты покупок и услуг.

К одному банковскому счету можно выпустить несколько карт, например, для членов семьи.

Стоит узнать, предоставляются ли по выбранной вами карте какие-либо скидки, например, в рамках ко-брендинга - совместных проектов банка и других организаций, предоставляющих различные бонусные программы владельцам таких карт. Полезно знать, много ли банкоматов у банка, выпустившего карту, и где они находятся. При пользовании банкоматом своего банка владелец карты не платит комиссию, а в "чужих" банкоматах она может оказаться достаточно высокой.

Обращайте внимание на срок действия карты, указанный на ее лицевой стороне: позже этого срока карта будет уже недействительна, использовать ее запрещается, нужно обратиться в банк для перевыпуска карты на новый срок.

ПИН без права передачи

РГ: Как обеспечить безопасность карты?

Буздалина: По договору с банком ответственность за сохранность карты, как правило, ложится на ее владельца. Поэтому требования не передавать ее третьим лицам, даже членам семьи, и не сообщать никому ее ПИН (персональный идентификационный номер) - не пустой звук. Ни в коем случае нельзя его записывать на карте или держать запись рядом с ней, например, в кошельке.

Обязательно распишитесь на оборотной стороне карты. Перепишите и храните в недоступном месте реквизиты карты и телефон кредитной организации, указанные на карте: они пригодятся в случае потери или кражи карты, чтобы вовремя ее заблокировать.

Для проведения операций через банкомат лучше выбирать безопасные места (государственные учреждения, подразделения банков, крупные торговые комплексы и т.п.). Не используйте устройства, которые требуют ввода ПИНа для доступа в помещение, где расположен банкомат.

Не совершайте операции в присутствии подозрительных лиц.

Обязательно обращайте внимание, присутствует ли на банкомате логотип платежной системы, указанный на вашей банковской карте (Visa, MasterCard и т.п.).

Будьте внимательны и не допускайте ошибок при вводе ПИНа, поскольку после 3 неверных попыток ваша карта может быть временно заблокирована. Если банкомат "зависает" или самопроизвольно перегружается, нажмите кнопку "Отмена" и дождитесь возврата карты.

Если банкомат заблокировал вашу карту, немедленно позвоните по телефону, указанному на банкомате, а также в банк-эмитент, выдавший карту, и следуйте инструкциям сотрудника кредитной организации.

РГ: Какие уловки используют мошенники, чтобы завладеть персональными данными владельца карты?

Буздалина: Мошенники могут обратиться к вам по электронной почте или прислать на мобильный телефон SMS-сообщение с просьбой уточнить данные вашей карты или банковского счета. Не разглашайте свои персональные данные! Выходить на связь с банком нужно только с использованием тех средств связи (телефоны, факсы, web-сайты или порталы, почта), реквизиты которых оговорены в документах, полученных непосредственно в помещении банка.

Мошенники используют различные схемы, связанные, например, с продвижением товара, с предложением дополнительного заработка, с лотереями, розыгрышами призов.

РГ: Как узнать о тарифах на обслуживание карт и их изменениях?

Буздалина: Это следует сделать до оформления договора на предоставление и обслуживание банковской карты. Если вы стали держателем банковской карты, рекомендуем периодически следить за изменениями тарифов. Большинство банков рассылают клиентам сообщения об их изменениях на электронную почту, обновляют информацию о тарифах на своих сайтах, на стендах в отделениях и офисах.

В магазин - на диване

РГ: Как правильно совершить покупку через Интернет?

Елена Буздалина: Для безопасности персональных данных и другой информации лучше всего совершать покупки со своего компьютера, обязательно с антивирусной программой. Для совершения покупок через Интернет желательно завести дополнительную карту и вносить на нее лишь сумму, необходимую для оплаты предстоящей покупки, или держать постоянно небольшую сумму. Некоторые банки предоставляют возможность использовать реквизиты так называемой "виртуальной карты" одноразового использования. При совершении операций на интернет-сайте не забывайте, что логотип платежной системы должен соответствовать тому, что указан на карте.

Если вы используете основную банковскую карту, то лучше совершать оплату покупок через сайты компаний, которым вы доверяете, а также через сайты, отмеченные значком в виде закрытого замочка или ключика. При этом ни в коем случае нельзя вводить ПИН карты. Банк должен предоставлять для таких случаев специальные одноразовые коды-пароли с применением технологий платежных систем MasterCard International или Visa International для дополнительной защиты персональных данных.

РГ: Что делать в случае утери или кражи карты?

Елена Буздалина: Следует срочно связаться со службой поддержки клиентов вашего банка по телефону или послать сообщение по "Мобильному банку" (если такая услуга подключена), проинформировав о сложившейся ситуации с целью блокирования и перевыпуска карты. Для более оперативной связи с банком рекомендуем всегда иметь при себе телефон службы клиентской поддержки, а также сохраненное SMS-сообщение с текстом-командой для блокирования карты. В кратчайшие сроки подтвердите звонок письменным заявлением в офисе банка.