Почему бы нашим здоровым, добропорядочным и законопослушным гражданам не иметь права на ношение боевых пистолетов и револьверов? Этот вопрос вот уже много лет регулярно всплывает в ходе всевозможных общественных дискуссий.
И это вполне понятно, поскольку проблемы личной безопасности, как показывают соцопросы, волнуют россиян едва ли не больше всего. И потому велик соблазн для политиков и прочих публичных людей на такие волнения откликнуться. Так что тема "народного пистолета" в совершенно различных вариациях просто-таки обречена на продолжение, в том числе и в парламенте.
1 июля вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия". В Федеральный закон "Об оружии" внесены поправки, позволяющие применять единый порядок оборота и меры контроля в отношении оружия и патронов, обладающих высокими поражающими свойствами, а также устанавливающие запрет на перевозку и ношение в заряженном состоянии даже спортивного пневматического оружия.
Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также за незаконный оборот гражданского оружия. Так, незаконное изготовление, переделка, ремонт огнестрельного оружия или деталей к нему, а также незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств повлекут лишение свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от 100 до 200 тысяч рублей. Те же действия в отношении газового, холодного, метательного, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения могут привести к лишению свободы до двух лет со штрафом в размере от 50 до 80 тысяч рублей.
Все эти меры вызвали новую волну дискуссий среди сторонников и противников либерализации оборота огнестрельного оружия. Не обошли они стороной и самих законодателей. Недавно группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предоставляющий россиянам право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия с пулевыми патронами с целью самообороны. Согласно документу, граждане, достигшие 23-летнего возраста, прошедшие службу в Вооруженных силах или специальную стрелковую подготовку по обращению с оружием, смогут приобретать отечественный нарезной пистолет или револьвер с дульной энергией не более 300 Дж. Лицензия на оружие будет выдаваться органом внутренних дел.
К разрешению короткоствольного оружия склоняется и и. о. спикера Совета Федерации Александр Торшин. По его мнению, такое оружие нужно узаконить, но контролировать строжайшим образом. Право на него, считает Торшин, должен иметь психически здоровый человек, не состоящий на учете в наркологическом диспансере, без непогашенной судимости, имеющий условия для хранения оружия. Кроме того желающий приобрести боевое оружие должен пройти обязательный курс обучения обращению с ним. Сенатор согласен с тем, что пистолет является "огромной ответственностью". Однако, по его мнению, такое оружие может "уравнять шансы владельца при встрече с отморозками и негодяями".
Прокомментировать мнение коллег мы попросили председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, убежденного противника распространения оружия.
Владимир Плигин: Я с уважением отношусь к мнению некоторых моих коллег, поднимающих вопрос о свободном владении оружием. У них есть свои резонные доводы, которые требуют тщательного и детального изучения. Но они не основаны на практике. Практика продажи травматического оружия, даже по лицензиям, привела к ряду драматических случаев. При этом травматика чаще использовалась как оружие нападения, а не самозащиты. Причем в основном в бытовых ссорах, когда, к примеру, водители не могли поделить стоянку или уступить друг другу дорогу.
Раньше подобные инциденты заканчивались бранным словом, сегодня нередко летальным исходом. А если этим горячим парням в руки дать боевые автоматические стволы, статистика смертных случаев резко возрастет.
Когда я работал в следственных органах, приходилось разбирать дела, связанные с убийствами из огнестрельного оружия на бытовой почве и самоубийствами по неосторожному обращению с оружием. Я не раз убеждался, что профилактическая роль оружия, на которую мы рассчитываем, себя не оправдывает, а, наоборот, ухудшает криминальную обстановку. Еще один важный аргумент против внедрения стрелкового оружия в массы - неумение владеть им. Если у вас нет практики ежедневной стрельбы из пистолета, то пуля может полететь не в ту сторону.
Многие сторонники свободного оборота оружия любят ссылаться на зарубежный опыт, дескать, продажа оружия любого калибра в магазинах привела к снижению криминала и люди чувствуют там себя уверенно, когда при себе носят "Магнум" или "Вальтер". Статистика не дает однозначного ответа на вопрос о влиянии свободного владения оружием на преступность. Число убийств и тяжких насильственных преступлений на душу населения в США выше, чем в Швейцарии и Германии, где оружие у граждан есть, и опять-таки выше, чем в других европейских странах, где оружия у граждан нет.
В целом же сегодня последствия свободного оборота оружия в странах Запада приобретают драматический характер. Массовые бойни в США и Европе становятся регулярными явлениями. Недавно мир был потрясен массовым расстрелом невинных людей из автоматического оружия, приобретенного в магазине в тихой и стабильной Норвегии. Погибли десятки юношей и девушек по прихоти вооруженного маньяка. В этих странах все больше появляется противников свободного оборота оружия, которые требуют ввести мораторий на его продажу.
В отличие от этих стран, в России пока что подобных массовых убийств в кампусах и ресторанах не наблюдалось. И этого нельзя допустить. Потому надо тщательно изучить эту тему и, только взвесив все "за" и против", принять решение. Думаю, что доводы "против" будут весомее.
Необходимо усилить роль общественного контроля в борьбе с преступностью, совершенствовать работу полиции, сделать ее дееспособной в защите населения. А главное, воспитывать в обществе уважение человека к человеку, толерантность и гуманность. Люди не должны забывать, что самое дорогое, что есть в этом мире, это человеческая жизнь, которая слишком хрупка перед тяжестью свинцовой пули. Случайного выстрела может быть достаточно, чтобы ее оборвать.