Многие пермские торговые сети, турагентства или фирмы такси пытаются заманить потребителей при помощи рассылки SMS-сообщений.
Иногда посланная на сотовый телефон реклама становится чересчур назойливой, но избавиться от нее не всегда просто. Как оградить себя от навязчивых рекламных предложений, выяснил корреспондент "РГ".
Пермское УФАС возбудило дело в отношении индивидуального предпринимателя, занимавшегося незаконной рассылкой SMS-сообщений по телефонам. Поводом для претензий пермских антимонопольщиков стало заявление жителя Новосибирска, которого возмутили SMS-сообщения, регулярно приходившие на его телефон.
По словам представителей УФАС Пермского края, в каждом из писем содержалась реклама электронных рассылок с помощью SMS и электронной почты. Прежде чем обратиться в антимонопольную службу, заявитель безрезультатно направлял претензии в адрес индивидуального предпринимателя, с телефона которого совершались SMS-рассылки.
- Информация, направленная на абонентский номер заявителя, является рекламой и содержит признаки нарушения части первой, статьи 18 федерального закона "О рекламе", - пояснила заместитель начальника отдела контроля над рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского УФАС Мария Герасимова. - Она прямо запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента. Ответственность за нарушение этой нормы несет рекламораспространитель, которому в соответствии с частью первой, статьи 14.3 КоАП РФ сейчас грозит наказание в виде штрафа в размере от 4 до 20 тысяч рублей.
По словам представителя УФАС, в Пермском крае это уже второй случай, когда предметом разбирательства становится недобросовестная реклама в виртуальном пространстве. В прошлом году на 40 тысяч рублей был оштрафован предприниматель, рассылавший сообщения рекламного характера по электронной почте. Впоследствии ответчик обжаловал решение регионального УФАС в суде, однако наложение штрафа антимонопольщиками было в итоге признано законным.
Определить недобросовестную рекламу, распространяемую по электронной почте, сложнее, ведь сам провайдер не несет ответственности за контент почтовых сообщений. Однако законное основание для наказания все-таки есть: ведь если будет установлен факт ненадлежащей рекламы, то к ответственности могут привлечь уже самого рекламодателя, а не только ее распространителя.
По мнению экспертов, поводом для безнаказанной рассылки рекламных сообщений по SMS зачастую является невнимательность самих владельцев телефонных номеров. Дело в том, что договор с оператором телефонной связи может содержать отдельные пункты, которые разрешают рассылки рекламных сообщений. Соответственно, подписав такое соглашение, владелец телефонного номера не сможет в дальнейшем предъявлять какие-либо претензии оператору, ведь SMS будут приходить при его письменном согласии.
Появляются телефонные номера в базе рассылок у недобросовестных рекламщиков различными способами. Как правило, работает метод сохранения номеров после обращения клиента. К примеру, всего один вызов такси с мобильного может повлечь за собой в дальнейшем еженедельные или даже ежедневные рекламные сообщения. Многие телефонные номера попадают в базы рассылок и в процессе приобретения каких-либо товаров или услуг, когда продавец просит заполнить небольшую анкету, где в обязательном порядке просит указать телефон покупателя. При этом нет гарантии, что после устранения одного источника сообщений вас больше никто не побеспокоит навязчивой рекламой. Дело в том, что большое количество компаний обмениваются базами своих клиентов или же продают их, поэтому в следующий раз вместо рекламы услуг такси вы можете получить уже три сообщения от различных дискаунтеров или туристических агентств, хотя их услугами вы никогда не интересовались и не пользовались.
Бороться с навязчивой рекламой в SMS-сообщениях можно законными методами. В первую очередь стоит посмотреть свой договор с оператором связи. Если нет пункта, который разрешает включать номер абонента в SMS-рассылки, необходимо обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы с письменным заявлением. К этому документу приложите фотографию своего телефона с раскрытым SMS-сообщением или скриншот экрана компьютера, если жалоба обращена на рекламу в почтовом сообщении.
Как бороться с SMS-рекламой:
1. Не подписывайте договор с оператором связи, если в нем есть пункт, который разрешает включать ваш номер в SMS-рассылки.
2. Ответьте на SMS просьбой прекратить рекламную рассылку.
3. Если нежелательные SMS к вам приходят очень часто, приобретите телефон с поддержкой функции "черный список".
4. Не указывайте свой номер телефона по требованию продавца при покупке каких-либо товаров или услуг.
Управление ФАС по Пермскому краю, Пермь, ул. Ленина, 64, офис 711 (7 этаж), телефоны: (342) 2-351-200, 2-351-024, е-mail: to59@perm.gov.ru, http://perm.fas.gov.ru