Новости

08.09.2011 03:45
Рубрика: Экономика

По образцу мобильника

В ближайшие годы навигационные устройства станут массовым продуктом

В Новосибирской области разработали долгосрочную целевую программу, направленную на развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры региона. 

На ее реализацию в 2012-2016 годах запланировано направить около полумиллиарда рублей, в том числе свыше 440 миллионов - из областного бюджета. 

- Программа призвана решить ряд проблем в информатизации региона, - отметил руководитель областного департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов. - Например, будет создана государственная информационная система (ГИС), которая позволит повысить качество и эффективность управления территориями области и снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций. 

По его словам, разработанная департаментом региональная ГИС - основа для синхронизации использования информационных ресурсов. С ее помощью будет обеспечен свободный доступ исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным. Некоторые региональные министерства уже приступили к этой работе. Всего будут созданы один региональный и 32 муниципальных сегмента ГИС с единой базой данных. При этом, как было отмечено на заседании областного правительства, развитие навигационной инфраструктуры решено осуществлять с использованием технологий ГЛОНАСС. Прежде всего, внедрение системы на базе ГЛОНАСС/GPS-навигации - так называемая "интеллектуальная система" - будет применяться для мониторинга и управления транспортом - как общественным, так и коммерческим. 

- Кроме того, нам предстоит создать единую и постоянно обновляемую цифровую карту, нанести на нее, в соответствии с планом территориального развития, все земельные участки, коммуникации, объекты образования, здравоохранения. И как результат - создать для граждан и инвесторов единый геопортал, - рассказал Анатолий Дюбанов. 

Однако сможет ли ГЛОНАСС стать полноценным конкурентом других навигационных систем, прежде всего - GPS? Например, для охвата всей территории области геоинформационными сервисами необходимо построить еще двенадцать базовых станций сети навигационной инфраструктуры (в прошлом году сданы в эксплуатацию девятнадцать). Всего в рамках программы их будет построено 44. Как рассказали в областном департаменте науки, инноваций, информатизации и связи, станции уже работают в Новосибирском, Искитимском, Колыванском, Коченевском, Барабинском и других районах области, расположенных вдоль основных транспортных магистралей. Их важнейшая составляющая - оборудование, которое позволяет принимать данные со спутников. Сейчас к единому центру обработки данных подключено около десяти базовых станций.

- Перспективы развития ГЛОНАСС - в целом по стране и в Новосибирской области в частности - отличные, - убежден ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - В регионе уже многое сделано для внедрения системы в социально-экономическую практику. Так, компания "НИС ГЛОНАСС" (ОАО "Навигационно-информационные системы"), на которую возложены функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, в апреле этого года подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с областным правительством. Основная цель - создание навигационно-информационного пространства и его интеграция в единое российское и международное пространство. 

Также компания "НИС" подписала соглашение о стратегическом партнерстве с Сибирской государственной геодезической академией. Оно подразумевает формирование и реализацию целевых программ в области геодезии, картографии, точного позиционирования и подготовки кадров для отрасли в Сибирском федеральном округе. В июле этого года завершен первый этап формирования партнерской региональной сети, заключены соглашения с компаниями в 28 регионах. 

Между тем в правительство России в августе поступил проект федеральной целевой программы развития глобальной навигационной спутниковой системы в 2012-2020 годах. На ее реализацию запланировано выделить около шестидесяти миллиардов рублей. По словам гендиректора - генконструктора корпорации "Российские космические системы" Юрия Урличича, если прежде основными заказчиками системы выступали минобороны и Роскосмос, то теперь к ним добавились МЧС, МВД и минтранс, который планирует внедрять геоинформационные технологии на автомобильном, авиационном, морском и речном транспортах. Особое внимание решено уделить развертыванию в регионах инфраструктуры федеральной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", которая способна кардинально изменить ситуацию на дорогах. 

- Система "ЭРА-ГЛОНАСС" уже хорошо зарекомендовала себя в ряде регионов, и ее внедрение в масштабах страны - дело первостепенной важности, потому что она способна спасти тысячи жизней и дать экономический эффект в миллиарды рублей, - отмечает аналитик Дмитрий Баранов. 

Однако для того чтобы обеспечить коммерческое использование системы, по мнению некоторых экспертов, потребуется три-четыре года. 

- И все же коммерциализация ГЛОНАСС идет ускоренными темпами, - считает Дмитрий Баранов. - Группировка спутников уже находится на орбите, создана наземная инфраструктура, отечественные чипы по своим характеристикам почти полностью сравнялись с чипами GPS, активно создаются дополнительные навигационные продукты и услуги, началось оборудование навигаторами отечественного грузового и общественного транспорта. Привлекательность ГЛОНАСС растет по мере увеличения производства абонентских устройств, появления новых моделей приемников, новых продуктов и сервисов. Собственно, отставание ГЛОНАСС от GPS как раз и заключалось в отсутствии относительно компактных абонентских устройств. 

По прогнозам экспертов, в дальнейшем можно ожидать расширения всего рынка навигационных услуг: если сейчас темпы его роста составляют в среднем тринадцать-восемнадцать процентов в год, то в ближайшее время они могут увеличиться до 22-27 процентов. По различным оценкам, объем рынка навигационных устройств в 2011-м может составить порядка 500-600 тысяч приемников, что в пять раз больше показателей прошлого года. Большую часть этого объема обеспечит госзаказ и заказы регионов, в том числе Новосибирской области, в рамках принятой долгосрочной целевой программы. Также ожидается приход на рынок новых игроков, включая иностранных, постепенное удешевление стоимости оборудования и услуг и превращение навигаторов из элитарного продукта в массовый. 

- То есть, они проделают тот путь, который ранее проделали мобильные телефоны: от статусной элитарной вещи - до массового продукта, без которого не мыслят своей жизни почти все граждане нашей страны, - считает Дмитрий Баранов. 

- Развитие территорий возможно там, где есть информационные технологии. Сегодня выбраны надежные и недорогие по эксплуатации технические решения. Нужно создать систему, которая прослужит долгие годы, - убежден губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.

А как у соседей 

Мэрия Томска заключила муниципальный контракт на поставку оборудования спутниковой навигационной системы для машин скорой помощи на сумму 1,3 миллиона рублей. По заказу городской администрации компания "Инком" поставит новый программный продукт, который объединит серверы, работающие с датчиками "Трамвайно-троллейбусного управления", "Спецавтохозяйства", станции скорой помощи в единую автоматизированную сеть в спутниковой системе ГЛОНАСС. Это позволит отслеживать маршруты передвижения транспорта, в том числе задержки на линии. В мэрии отметили, что компания установит систему мониторинга на 45 машин скорой помощи. В комплект поставки входят спутниковые навигационные приемники ГЛОНАСС/GPS, сотовые модемы, дисплейно-клавиатурный блок и программное обеспечение.  

 
Экономика Бизнес Инновации Филиалы РГ Сибирь СФО Новосибирская область Система ГЛОНАСС