Париж, Пекин, Нью-Йорк давно уже перешагнули свои исторические границы. Москве же только предстоит стать Большой. Как идет этот процесс и кто выигрывает от расширения столицы, рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" мэр Москвы Сергей Собянин.
Российская газета: Сергей Семенович! Из ваших уст впервые прозвучало выражение "московская агломерация". Что это означает? Если мы правильно понимаем, то над развитием столичного региона Москва и Московская область будут работать теперь вместе. Как же будет происходить развитие этой агломерации?
Сергей Собянин: Москва тоже давно шагнула за свои административные рамки. И живет в ней сейчас не 11,5 миллиона человек, а 18 миллионов, если учесть и тех, кто проживает по периметру МКАД. Конечно, мы можем продолжать делить этих людей по месту регистрации или по границе столицы с областью. Но факт остается фактом - этот большой город, в котором мы живем сегодня, является единым организмом и представляет собой московскую агломерацию. Миллионы людей утром приезжают в Москву из области на работу, а вечером возвращаются домой. Летом же полстолицы переселяется в Подмосковье на дачи. Этот процесс надо как-то упорядочить.
РГ: А границы-то зачем двигать?
Собянин: Дело в том, что жители спальных районов Москвы и большей части Подмосковья двигаются в центр мегаполиса не от хорошей жизни. Именно здесь сосредоточена практически половина рабочих мест всей агломерации. Торговля, офисы, образование, медицина - все на одном пятачке. И сколько ни строй колец, такое положение неминуемо приближает город к транспортному коллапсу и лишает его перспектив развития.
Поэтому уже много лет стоял вопрос, как разорвать этот порочный круг, доставшийся Москве в наследство в виде кольцевой застройки? Став мэром, я пытался уговорить девелоперов строить офисы и торговые центры не на территории Садового кольца, а на периферии города. Отклика не услышал. Деловой центр продолжал наслаиваться на правительственный, на него накладывался финансовый. Здесь же, и нигде в другом месте, не видели себя научные и образовательные центры. Целый пирог образовался посреди города!
Решение о расширении границ, которое принял президент страны Дмитрий Медведев, дает возможность Москве уйти от моноцентричного города к полицентричному. Благодаря этому теперь можно создать отдельно центр правительственных зданий, отдельно - финансовый, образовательный, деловой, научный... И далее соединить их все не через Кремль, а напрямую новыми дорогами! Элементарное градостроительное решение, которое позволяет разуплотнить Москву и в то же время уйти от кольцевого развития магистралей. В итоге на новую территорию могут выехать 200 тысяч чиновников, которые работают в правительственных учреждениях федерального уровня, и еще 400 тысяч - обслуживающего их персонала. 600 тысяч рабочих мест, необходимых для них, без проблем разместятся на новых территориях.
РГ: А культурный центр тоже выедет за МКАД?
Собянин: Нет. Культурный вместе с Большим театром и Третьяковкой, думаю, невозможно никуда перенести из Москвы.
РГ: Почему для расширения столицы было выбрано именно юго-западное направление?
Собянин: Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, именно в этом секторе имеется самый большой дефицит мест приложения труда. Если взглянуть на карту с анализом занятости населения, то она сплошь темно-синего цвета в этой части, что свидетельствует об отсутствии рабочих мест. Как следствие, люди, которые здесь проживают, устремляются в центр Москвы в поисках работы либо становятся безработными. Второй важный аспект - здесь самая низкая плотность населения - на площади 160 тысяч гектаров проживают всего 250 тысяч человек. Для городской агломерамации это ничто. Третий фактор - транспортный. На достаточно небольшом расстоянии друг от друга находятся сразу два крупных аэропорта - Внуково и Домодедово. А по границам сегмента проходят автотрассы - Киевское и Варшавское шоссе, посередине - Калужское. Плюс две железнодорожные ветки с пригородными поездами. Обрамлена территория контуром будущего ЦКАД, которую сейчас реконструирует минтранс, и Малым кольцом железной дороги, проходящим вокруг Москвы. Приятное дополнение - на территории много зеленых и сельскохозяйственных зон. В прежние годы их скорее всего немедленно бы застроили. Сейчас многие города мира, в том числе Большой Пекин, включают такие территории в состав города - специально для того, чтобы сделать разрывы в городской застройке. В будущем там можно будет сформировать крупнейшие национальные парки, в том числе агропарки.
Видео: Сергей Минабутдинов |
РГ: Какой по времени период займет реализация проекта расширения Москвы?
Собянин: Понятно, что не одно десятилетие. Но большой город и не может жить без перспективы развития. Москва попыталась это делать, и что получилось? Лишь за последнее пятилетие в промежутке между двумя переписями она прибавилась на полтора миллиона горожан, которых притянула со всей страны. И теперь в границах МКАД населения живет в два раза больше, чем несколько десятков лет назад, а по плотности застройки Москва опередила всех, кого только могла.
РГ: На каком этапе сейчас находится расширение города?
Собянин: На первом, когда происходят разговоры, консультации с жителями, в ходе которых разъясняем, что и зачем мы делаем и как это отразится на москвичах. Проводим "круглые столы" и общественные слушания, на которых выявляется немало нюансов, недостаточно понятных для населения. В ближайшее время объявим конкурс на разработку концепции агломерации. Скорее всего, к участию в нем будут привлечены как минимум шесть групп архитекторов, в том числе и зарубежных, чтобы получить разные варианты подходов.
РГ: Будет ли создан информационный центр, какие создаются в Европе на многих важных новостройках? Чтобы именно туда могли обратиться со своими вопросами в любой момент инвесторы, архитекторы, журналисты, жители с любым возникшим у них вопросом. И получить не только голословный ответ, но и посмотреть любой проект, узнать имена его разработчиков, послать запрос на портал.
Собянин: Такой информационный центр, безусловно, потребуется и нам, но, думаю, чуть позже. На нынешней стадии пока слишком мало людей, способных внятно отвечать на все эти вопросы. Юридических решений о передаче территории пока не принято.
РГ: Появятся ли вузы на новых территориях?
Собянин: В требованиях к концепции мы обязательно пропишем создание образовательных центров. На мой взгляд, здесь должно появиться не меньше двух. Речь идет об университетских городах, в которых будет место и учебным корпусам, и общежитиям для студентов, и жилым домам для преподавателей. Возможно, что в этих зонах разместится даже не по одному вузу, а по несколько. Сейчас на территории Москвы насчитывается 240 институтов и университетов. У большинства из них нет ни кампусов, ни своей территории. Корпуса, как правило, разбросаны на десятки мест. Добираясь от общежития до учебного корпуса, студенты тратят часы на дорогу. Разве может в таких условиях состояться университет мирового уровня? Новые территории открывают вузам большие перспективы.
РГ: И все-таки МГУ за МКАД точно не поедет!
Собянин: Но у МГУ и в Москве одна из лучших территорий!
РГ: У вас запланирована встреча с ректорами. Они волнуются, что им предложат выехать из центра города.
Собянин: Упаси Господи кого-то заставлять куда-то переезжать. Мы можем лишь представить возможность сделать это желающим. Помочь в разработке проекта строительства вуза на новом месте, в прокладке инженерии и коммуникаций.
РГ: Многие частные вузы вообще находятся в приспособленных помещениях - типа вчерашней общаги.
Собянин: И многие из них не имеют никакой перспективы, так как всплыли на волне прежнего дефицита вузов. Сейчас демографическая ситуация такова, что мы в год теряем 10-20 процентов студентов. Выпускники же школ почти все имеют возможность поступить учиться бесплатно в нормальный вуз. Так что разного рода "лавочкам", скорее всего, придется закрыться.
РГ: Как будет осуществляться управление агломерацией?
Собянин: Городские муниципалитеты на присоединяемых территориях сохранят свой статус в полном объеме. В Москве и Питере они могут быть разноуровневыми, в этом ничего страшного нет, так как это разрешено федеральным законом. Первый уровень - это поселение либо городской муниципальный округ, второй - сам город. Не сохранятся только районы. Вся новая территория будет объединена в одиннадцатый городской округ.
РГ: И как же он будет называться? Юго-Западный-то в Москве уже есть!
Собянин: Поступают разные предложения: предлагают назвать Краснопахринским, Подольским, Ленинским... Пока думаем. Давайте и вы, журналисты, предлагайте!
РГ: Мэрия переедет за МКАД из генерал-губернаторского особняка на улице Тверской?
Собянин: Вполне возможно, что некоторые службы переедут. Географический же центр города смещается.
РГ: Как вы планируете привлекать инвесторов?
Собянин: Девелоперские проекты сегодня везде в цене - и в Москве, и в Московской области. Специально привлекать и субсидировать никого и не придется. Только разрешить - придут с огромным удовольствием.
РГ: Каких бы ошибок своих и чужих Москва не хотела бы повторить при новой застройке? Пока вы назвали лишь одну - радиальную структуру застройки, которая ведет к безальтернативности маршрутов...
Собянин: Главное, нельзя валить в одну кучу все центры - финансовый, административный, правительственный, образовательный... Их нужно обязательно разносить. Говорят, что новая территория не очень понятная, не такая круглая и компактная, как хотелось бы. Россия тоже не круглая. Но мы ни пяди земли не хотим никому отдавать! И на такой территории можно создать несколько абсолютно самодостаточных зон, где не будет все лепиться друг на друге. Этой ошибки, я думаю, мы обязательно избежим.
И еще. Уверен, нам не нужно больше лезть ввысь. Почему-то часто складывается представление, что, например, в Нью-Йорке люди все время стоят задрав голову вверх и смотрят на небоскребы. На самом деле 90 процентов мегаполиса, как и все остальные города в США, представляют малоэтажную застройку. Помните, фильм так и назывался: "Одноэтажная Америка"? Москва же в последние годы рвалась вверх. Вот и оказалась застроенной плотнее и Парижа, и Лондона, и Токио... Пытаясь противостоять дальнейшему уплотнению, мы только за последнее время прекратили инвестконтракты на 7 миллионов квадратных метров недвижимости. Причем это только те, которые не нужны городу. Точечная застройка в исторической части города и огромные торговые центры на площадях Москвы, которые, казалось бы, никогда не должны были строиться в Москве. Помножьте среднюю стоимость каждого отмененного квадратного метра на 5 тысяч долларов. Получается, уплотнение должно было кому-то принести 35 миллиардов долларов! Астрономические доходы! Понимаете теперь, какое давление идет на правительство Москвы со стороны тех, кто считал эти деньги уже своими? Но мы выдерживаем его, хотя нас уверяют, что для города такая плотность даже выгодна. Коммуникаций надо тянуть меньше, дорог строить меньше... Правда, жить в таком городе почему-то не совсем хочется.
- Одна газета написала, что на месте бывшей гостиницы "Россия" будет построен парламентский центр. Можете ли вы сказать, что парламентский центр не будет построен?
- На эту территорию претендуют два проекта. Первый - как раз парламентского центра. Он активно обсуждался и мог бы стать реальностью, если бы не было принято решение о расширении Москвы. Второй проект, одобренный архитектурным сообществом и многочисленными экспертами, предполагает создание комплекса административно-деловых и гостиничных зданий общей площадью полмиллиона квадратных метров. Сейчас мы оба проекта осмысливаем, и я думаю, что в ближайшее время примем решение.
- Уедет ли из центра Москвы зоопарк?
- А зачем? Он уютный, симпатичный и очень востребованный в Москве. Зачем же его рушить? Вполне возможно предусмотреть зоопарк и на новой территории, но пусть он будет просто еще одним, кроме существующего. Тем более что у нас и проекты есть, и даже площадка для развития.
- Можно ли будет доехать до центра Москвы на электричке, не пересаживаясь? Чтобы лишь там уже просто пересесть на метро?
- Пока не знаю. Мы думаем над проектом, как запустить пригородное сообщение через Малое кольцо железной дороги и связать все направления - север, восток, запад и юг. Одним из способов для этого может быть связанность трамвайными путями, которые в настоящее время разорваны. Пытаемся совместить эти две системы.
(Продолжение беседы с Сергеем Собяниным читайте в "РГ-Неделе")