07.09.2011 23:09
    Поделиться

    Валерий Кичин: Кинофестиваль в Венеции переживает трудный год

    Венецианский фестиваль теряет прессу

    Осенью фестивали теснят друг друга: Монреаль, Локарно, Венеция, Рим, Торонто, Сан-Себастьян идут гуськом, толкаясь локтями и пытаясь вырвать лакомые куски.

    Сейчас для отпихивания сильного соперника удобный момент: патриарх фестивального движения Венеция переживает трудный год. Радужные планы начать новую жизнь в новом Дворце потерпели крах - надо довольствоваться тем, что осталось от Муссолини. Территория фестиваля опасна для людей: в прикрытых тряпочкой ямах раскуроченной стройплощадки вот-вот сломаешь лодыжку. Только что показ "фильма-сюрприза" был прерван, из зала в панике повалил народ - запахло дымом, но начинавшийся пожар вовремя пресекли: судя по всему, старая проводка не выдерживала современных нагрузок. Вошла в практику отмена уже объявленных сеансов. Судейство последних лет тоже вызывает нарекания: вот и Тарантино подарил "Золотого льва" хорошей знакомой, и чего ждать от Даррена Аронофски, никто теперь не знает. Директор, устав от хозяйственных невзгод, уходит.

    Что Венеция сдает позиции, очень заметно. Ее главный соперник - фестиваль в Торонто: он начинается через неделю после того, как стартовала Венеция, и его считают самым важным смотром сил перед "Оскаром". Там огромный кинорынок - в Венеции его нет совсем. Авторам картин важно прокрутить их на публике, чтобы точнее спланировать стратегию раскрутки фильмов, их шансы на "Оскара". И в этой сфере Торонто тоже бьет Венецию: там в фестиваль вовлечен весь мегаполис, число зрителей зашкаливает. Это еще и вопрос критериев: перекормленные артхаусом европейские критики давно разошлись в предпочтениях с публикой, а в Торонто оценку картинам дает именно публика - ее мнение больше интересует кинодеятелей.

    Так что все больше звезд, продюсеров, прокатчиков предпочитают декадентской Венеции деловой Торонто. Мостра вынуждена это учитывать, концентрируя "громкие" картины в первой половине программы, а потом часть кинотусовки перемещается за океан, и жизнь на Лидо скудеет. Не повезло и "Фаусту" Сокурова - его покажут за два дня до закрытия Мостры, когда половина прессы улетит за океан.

    Ставка Венеции - на последние веяния артхаусной моды. Мода, говорят, теперь на Грецию. Каюсь, я пропустил в побочных программах Канна ранние фильмы Йоргоса Лантимоса и теперь шел на его "Альпы", заинтригованный слухами о новой греческой волне. Разочарование было сокрушительным. Мы увидели подражание датской "Догме": намеренно плохо экспонированная пленка, нестойкая камера, принципиальное отсутствие фоновой музыки и как бы случайные, неряшливые ракурсы.Как любое подражание, фильм формален, он подобен улыбке, натянутой на лицо по долгу службы. Лантимос так хочет походить на фон Триера, что здесь распространен "манифест "Альп" - столь же помпезный и неталантливый, каким был манифест "Догмы".

    Согласно манифесту, члены "Альп" обязуются блюсти интересы группы, держать всё в секрете, делать нужное выражение лица и пр. Лидер "Альп", усач с заученно остановившимся взглядом, берет себе высокое имя Монблан, остальным разрешает назвать себя именами гор пониже. Род занятий "Альп" - заменять умершего человека для его близких. Зачем убитым горем родителям нужно чужую девушку, испускающую заученные фразы, принимать за умершую дочку, - остается загадочной условностью фильма. Любая условность служит художественной цели, а здесь - просто так, чтобы был сюр.

    Это картина о марсианском мире навек замороженных эмоций. Соприкосновений с земным общежитием мне здесь не видится. Говорят, "Альпы" - сатира. Возможно, в Греции есть какие-то специфические проявления человеческих натур или общественных предрассудков. Но юмор не срабатывает - фильм смотрели в недоуменной тишине, иногда разрываемой взрывами хохота одинокого нервного баса.

    ...Когда фестивальные отборщики смотрят предложенный им в России фильм, они его отвергают на том основании, что он "слишком российский". Но вот китайский фильм держит зал именно потому, что он "слишком китайский". Картина режиссера Ан Хуи "Простая жизнь" рассказывает о традиции состоятельных семей брать девочку-служанку: она готовит обед и ухаживает за детьми. Так героиня картины Чун-Тао за 60 лет воспитала несколько поколений одной семьи, а потом ее хватил инфаркт, и теперь эта ее большая семья заботится о ней - навещает ее в доме престарелых, носит подарки, оплачивает лечение. Человечный, трогательный фильм, хотя и полон тягостных сцен старости и умирания. Из таких сугубо национальных картин и складывается пестрая панорама нашего сложного мира.

    Поделиться