Новости

09.09.2011 00:08
Рубрика: Культура

Пророк простоты

Пуаре взял Кремль без боя

Музеи Московского Кремля впервые привезли в Россию творческое наследие Поля Пуаре - великого модельера начала ХХ века. Свои раритеты для экспозиции предоставили Музей Гальера - Парижский городской музей моды, лондонский Музей Виктории и Альберта, французский Международный музей парфюмерии в Грасе, Государственный Эрмитаж...

Выставка позволяет проследить путь "короля моды" от первых сценических костюмов для самых знаменитых актрис Габриэль Режан и Сары Бернар и до Парижской выставки 1925 года, провозгласившей Пуаре вдохновителем стиля ар деко. В выставочном зале Успенской Звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца представлено более 20 нарядов от Пуаре, часть которых принадлежала его жене Денизе - музе и главной модели художника. Среди 160 экспонатов - обувь, головные уборы и эксклюзивные ткани (эскизы для которых выполнял художник Рауль Дюфи), гравюры для роскошного журнала La Gazette du Bon Ton, а также уникальные альбомы "Платья Пуаре глазами Поля Ириба" и "Вещи Поля Пуаре глазами Ж. Лепапа".

Непосредственным поводом для уникального проекта стала приближающаяся круглая дата - 100-летие визита Пуаре в Россию. Он прибыл в Москву в октябре 1911 года, остановился на Тверском бульваре в доме владелицы мастерской женского платья Надежды Ламановой, где читал лекции и проводил демонстрацию моделей. Дефиле его "живых манекенов" произвело настоящую сенсацию. Архивы сохранили как благосклонные, так и язвительные комментарии. Например, в таком роде: "Модели Пуаре можно демонстрировать на фонарных или телеграфных столбах. Его клиентками могут быть только чахоточные особы...". Но спустя 20 лет в мемуарах "Одевая эпоху" мэтр очень тепло отзывался о Москве "с ее иконами, Кремлем, колокольнями, храмом Василия Блаженного, извозчиками, грандиозными осетрами, замороженной икрой, с изумительной коллекцией новой живописи г-на Щукина и вечерами у "Яра"...". Отголоски московского турне вскоре появились в вечерних туалетах "Самовар" и "Петрушка". Он обратил в платья привезенные из России льняные скатерти с вышивкой. Смоделировал изящные вечерние шапочки в форме повязок, на которые его вдохновил традиционный русский кокошник. Создал модель "Московит" - из зеленого жакета и белой укороченной юбки с разрезом, потом родилась белая шляпка "Революция" и сапоги "а ля рюс" с квадратными носами, плоскими каблуками и присборенными голенищами до колен. В них жена мэтра и манекенщица Дениза Пуаре произвела фурор на показе в Нью-Йорке.

Дерзкий новатор, Пуаре заложил основы индустрии моды. Он первым придумал дефиле и фотосъемку манекенщиц, организовал рекламные туры с их участием. Первым из кутюрье основал парфюмерную компанию, а потом и дизайнерское предприятие "Мартина" широкого профиля. Но главное - он освободил женщин от оков корсетов и создал новый силуэт, позволявший конструировать модели из цельных прямоугольников. Самое радикальное "Минутное" платье прямого кроя, в котором спинка отличается от переда только размером выреза, Пуаре по просьбе супруги создал буквально за полчаса. Такие модели принесли их автору славу "пророка простоты". Благодаря Пуаре в дамском гардеробе появились манто с рукавами кимоно, платья-туники, юбки-брюки и шаровары, шапочки-шлемы и пышные восточные тюрбаны. После этого стоит ли удивляться, что едва ли не все платья на выставке в Кремле выглядят актуально по сей день?

Культура Арт Музеи и памятники