Американцы обожают большие автомобили с мощными двигателями. Однако рост цен на бензин вынуждает многих из них оставлять машины в гараже. А полицейские пересаживаются на велосипеды.
В начале 2011 года на США обрушился "бензиновый кризис": только за февраль цена с 2,6 доллара за галлон (примерно 3,8 литра) увеличилась на 13,5 процента. За решение проблемы взялись на самом высоком уровне. Президент Барак Обама сообщил о создании под эгидой министерства юстиции специальной межведомственной комиссии по расследованию причин роста цен. Администрация США предложила согражданам приобретать гибридные машины и электрические транспортные средства, несмотря на их дороговизну.
"Покупая прожорливые автомобили, вы расходуете средства на бензин, который производится из импортной нефти. Американцы платят деньги людям, которые совсем нас не любят", - увещевал соотечественников Обама. Продажи "флексов" - автомобилей с гибким выбором топлива между бензином и этанолом - растут в Америке очень хорошими темпами. Сейчас по американским дорогам бегает более восьми миллионов таких машин. Это второй по количеству подобный "флот" после бразильского. Правда, согласно проведенному несколько лет назад опросу большинство владельцев подобных автомобилей и не подозревали, что их машина - "флекс". Да и заправок, где продается смешанное топливо, не так уж много, всего около 1 процента от общего числа. Все же бензин остается более привычным. А значит, искать выход из кризиса все равно придется.
"У нас нет универсального и быстрого решения этой проблемы. Наша страна зависит от цен на бензин и от ввоза нефти", - признал весной официальный представитель Белого дома Джей Карни. И напомнил: от этой зависимости нужно избавиться к 2025 году. Но как - пока не ясно. Американские политики предлагают разные рецепты. Например, увеличение объемов добычи нефти на территории США и снятие запретов на шельфовое бурение, введенных после катастрофы в Мексиканском заливе. Однако у этой идеи есть и противники. Главный из них - президент Обама. У него иной подход: нужно прекратить субсидировать нефтяные компании, а высвободившиеся средства направить на развитие альтернативной энергетики.
Пока политики ломают копья, обсуждая, как слезать с "нефтяной иглы", простые американцы вынуждены отказываться от автомобилей. Согласно недавним опросам, так поступили почти две трети респондентов. Они пересаживаются на общественный транспорт и воздерживаются от поездок по магазинам, заказывая товары через Интернет. Социологи зафиксировали резкий скачок таких продаж. Половина опрошенных были вынуждены пересмотреть свои планы на летний отдых - многие американцы путешествуют по стране на машине. Еще примерно 50 процентов задумались о приобретении более экономичного автомобиля.
Впрочем, август принес американским водителям приятные новости: бензин на заправках стал потихоньку дешеветь. Розничная цена достигла минимального уровня за семь недель и составила около доллара за литр. Однако это все равно достаточно много. Так что вопрос цен на бензин с повестки дня не снят. А темы импорта нефти и бурения на шельфе могут стать одними из самых чувствительных в надвигающейся предвыборной кампании. Это ведь не какие-то отвлеченные рассуждения. Жители страны хотят услышать от политиков четкий и ясный ответ, каким образом их будут оберегать от скачков цен на бензин. Если он будет дан, то можно ожидать, что американцы и дальше будут кататься на своих любимых мощных автомобилях.