11.09.2011 23:20
    Поделиться

    The Wall Street Journal: "Девушка с веслом" вернулась в ЦПКиО

    The Wall Street Journal (США), Ричард Будро

    Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала, обнаженная, как в день своего создания, на пьедестале на набережной в Парке Горького.

    Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя "Девушка с веслом", дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка. Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма.

    Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой была открыта в субботу рядом с финишной чертой международной регаты, - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

    Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. С конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники девушек с веслами - невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру. "Само выражение "девушка с веслом" стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться".

    Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая "Девушка с веслом". Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена. Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой "Девушки с веслом", а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства. Там прошлой весной ее и обнаружила Ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать "Девушку с веслом" своим символом. Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

    Из статьи "Девушка с веслом вернулась в Москву"

    Ставка на виноградники

    В России придумали как справиться с алкоголизмом

    The Financial Times (Велико-ритания), Изабел Горст

    Россияне до сих пор высмеивают горбачевскую кампанию по борьбе с алкоголизмом. В рамках этой кампании советские войска уничтожали виноградники, что лишь усилило намерение закоренелых алкоголиков приготовить собственную выпивку. Четверть века спустя Кремль рассматривает более тонкие методы борьбы с алкоголизмом, которые могут содействовать развитию отечественной винной индустрии, даже если не справятся с задачей изменения российской привычки злоупотребления алкоголем.

    Рискуя столкнуться с той же непопулярностью, с которой столкнулся Горбачев, президент Медведев объявил войну алкоголизму, от которого в России ежегодно погибают тысячи людей. Под его контролем акцизы на алкоголь выросли, был введен запрет на ночную продажу крепкого алкоголя, а пиво, раньше считавшееся прохладительным напитком, теперь считается алкогольным согласно международным нормам. Однако последняя инициатива российского президента по отучению россиян от водки посредством возрождения виноделия является, по меньшей мере, необычной, и станет испытанием для индустрии, которая еще не полностью оправилась от атаки Горбачева на виноградники.

    Россия произвела 8,2 миллиона гектолитров вина в 2010 году, что ставит страну на седьмое место среди крупнейших мировых производителей вина.Технологии массового производства с использованием иностранных добавок и огромного количества сахара для создания сироповидной бражки не сильно изменились с советских времен, и российскому вину, несмотря на его дешевизну, трудно конкурировать с доступными теперь повсеместно иностранными марками. Но группа инвесторов желает возродить качественное винное производство на российском Черноморском побережье, где когда-то обрабатывали виноградники древние греки.

    Хорошей новостью для виноделов является тот факт, что россияне, которые теперь путешествуют более активно, начали предпочитать вино водке, и все еще существует множество возможностей для рыночного роста. В среднем россиянин выпивает восемь литров вина в год, а француз 50-55 литров.

    Вино из одуванчиков

    Родион Нахапетов снимет фильм по книге Брэдбери

    Reuters (Великобритания), Джошуа Вайнстайн

    Родион Нахапетов рос в советской России и ребенком не мог читать американские книги.

    Однако случилось так, что цепочка маловероятных событий связала российскую кинозвезду с его кумиром, и теперь Нахапетов со своей женой Наташей Шляпникофф выступают продюсерами фильма по сценарию, написанному Нахапетовым. Этот фильм сделала возможным дружба. А дружбу сделало возможной "Вино из одуванчиков". Эта история началась в 1970-х годах, когда Нахапетов, известный в России актер и режиссер, только учился на режиссерском факультете кинематографического института. Именно тогда он познакомился с творчеством Рея Брэдбери и прочел "Вино из одуванчиков" - полуавтобиографическую повесть 1957 года о лете 1928 года в городке Гринтаун штата Иллинойс.

    Книга его так увлекла, что в 1971 году - еще студентом - он снял по ней фильм, хотя его профессора советовали ему этого не делать. Он собрал все рубли, которые у него были, и на них создал 20-минутный фильм, основанный на "Вине из одуванчиков". Перенесемся на 32 года вперед, в Лос-Анджелес. Когда Нахапетов узнал, что Брэдбери будет подписывать книги на встрече с читателями, он заявил, что непременно должен туда пойти. Им пришлось долгое время стоять в очереди, но в итоге Шляпникофф все же сфотографировала своего мужа с Брэдбери. Через два года Нахапетову позвонили с московского телевидения и попросили сделать интервью с Брэдбери. После этого интервью они подружились. Однако, несмотря на дружбу, Брэдбери ничего не знал о фильме по его повести, так как Нахапетов не хотел пользоваться близкими отношениями и показывать ему свою ленту. В итоге, однажды вечером, когда Нахапетова не было в городе, Брэдбери пригласил Шляпникофф поужинать. Она взяла с собой фильм и - против желания мужа - показала его писателю. К концу фильма она увидела у Рея на лице слезы.В результате Нахапетов написал сценарий, который не понравился Брэдбери. Зато когда он написал второй вариант, Рей Брэдбери заявил, что Родион написал отличный сценарий.

    Из статьи "Неожиданная дружба позволит снять фильм по "Вину из одуванчиков" Рея Брэдбери"

    Поделиться