Одной из ключевых тем прошедших выходных стала ситуация с российскими туристами в Болгарии, оказавшимися заложниками финансового спора двух компаний. Из-за нерешенных денежных разногласий между туроператором "Алма тур" и болгарской авиакомпанией "Болгария Эйр" почти тысяча россиян не смогли вовремя вернуться в Россию после проведенного в Болгарии отдыха.
До вечера воскресенья совместные усилия российской и болгарской сторон привели к тому, что в субботу вечером 186 россиян наконец-то покинули болгарскую землю на объединенном рейсе. А поздно ночью на правительственном VIP-самолете, направленном из Софии по указанию главы кабинета министров Болгарии Бойко Борисова, из Бургаса и Варны в Москву вылетели 86 детей, женщин, а также туристов, нуждающихся в медпомощи. Однако, по данным на вечер воскресенья, еще более 200 человек ждут вылета - пока компаниям договориться не удалось. Переговоры продолжатся в понедельник.
Скандал начал разгораться еще в прошедшую пятницу, когда авиаперевозчик отменил три рейса из Бургаса и Варны в Москву и Санкт-Петербург. Такое решение транспортники объяснили тем, что туроператор не оплатил предоставленные счета в размере около 5 миллионов долларов, и чартеры не полетят, пока деньги не будут выплачены. Компания-туроператор, однако, утверждала, что оплачивала все вовремя и ее вынуждают второй раз заплатить за билеты. В субботу были отменены еще два рейса, затем в скандале оказались замешаны финские и латвийские туристы, так как авиакомпания отменила еще и рейсы в Ригу и Хельсинки. По информации представителя "Болгарии Эйр", до конца сентября компания должна выполнить еще минимум 12 рейсов по заказу "Алма тур".
В результате массовой отмены рейсов к вечеру субботы в аэропортах Варны и Бургаса скопилась почти тысяча человек, среди которых было много детей. Некоторым из них удалось улететь домой, приобретя билеты по уже оплаченным маршрутам за свой счет. Те же, у кого не было для этого средств, были вынуждены остаться в Болгарии. К чести российских дипломатов и болгарских владельцев гостиниц все россияне были бесплатно размещены в гостиницах и снабжены водой и продуктами. Однако, сколько продлится их вынужденный отпуск, неясно.
Тем временем, как сообщили в Ростуризме, с начала года в ведомство поступило более 3,5 тысячи обращений от граждан. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Статистику подпортил Египет, причем дважды. В начале года россияне массово отказывались от путевок из-за нападения акул-людоедов, позднее тот же процесс начался из-за нестабильной политической обстановки в Стране пирамид. Однако большинство жалоб - более 80 процентов - по-прежнему связано с некачественным предоставлением туристических услуг.
Самые распространенные жалобы условно можно разделить на три направления: авиаперевозка, проживание и сервис. Очередной "воздушный" конфликт в выходные как раз разразился в Болгарии. В Ростуризме уже готовятся принимать новую волну жалоб от пострадавших туристов.
"Как правило, все подобные обращения заканчиваются просьбами возместить стоимость отдыха", - рассказывает руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия. Между тем есть предположение, что у "Алма тур" назрели серьезные финансовые проблемы и она якобы находится на грани банкротства. Изо Арахамия напомнила, что по итогам 2010 года закрылось три компании. Однако чиновников пугает частота, с которой турфирмы заканчивают свою деятельность в этом году.
С начала этого года страховщики уже выплатили пострадавшим туристам 14,5 миллиона рублей. "Думаю, что эта сумма вырастет еще на 10-15 миллионов рублей, так как на очереди выплаты по трем новым обанкротившимся туроператорам", - отметила Изо Арахамия.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, напротив, утверждает: по частоте жалобы от пострадавших туристов не входят даже в первую десятку.